Перейти к основному содержанию

Главная      НУЖНЫ ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА

НУЖНЫ ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА

Основным видом транспорта, перевозящим в Омске пассажиров по регулярным маршрутам, был и остается автобус. За последние 5 лет структура автобусного парка претерпела существенные изменения. С 2000 года на рынок услуг по перевозке пассажиров активно "продвигаются" индивидуальные предприниматели, в большинстве своем - владельцы автобусов малой вместимости.

Только в Омске в настоящее время индивидуальные предприниматели осуществляют перевозки пассажиров по 166 городским маршрутам, выпуская на линию до 2800 микроавтобусов, работающих в режиме "маршрутного такси". Пассажиры смогли оценить положительные достоинства этого нового для омичей вида транспорта. Скорость передвижения, возросший до определенного уровня комфорт, демократичная цена проезда - все это положительно сказалось на качестве обслуживания населения.

В свою очередь, экономическая привлекательность данного бизнеса значительно увеличила число работающих в этой сфере перевозчиков. Но, к сожалению, вместе с увеличением их числа существенно возросло и количество проблем, связанных с этим видом перевозок.

Негативные последствия особенно явственно проявились в организации транспортного обслуживания населения на территории Омска. Многие предприниматели сами определяют маршруты перевозок, режим работы на них, утверждают схемы и графики движения автобусов и организуют перевозки пассажиров с одной целью - получить от них прибыль. Все это привело к перегруженности улично-дорожной сети областного центра, серьезным затруднениям в техническом регулировании дорожного движения. На центральных улицах города (пр. К. Маркса, ул. Масленникова, ул. Красный Путь, пр. Мира, ул. Герцена, 70 лет Октября) каждый второй автомобиль сегодня - пассажирская "Газель". Интенсивность движения транспорта по этим магистралям превышает расчетную пропускную способность в полтора-два раза.

Размеры большинства ранее построенных на улицах остановочных пунктов и разворотных площадок на сегодняшний день не соответствуют количеству привлекаемого к перевозкам подвижного состава. Переполнение разворотных площадок маршрутными такси нередко становится причиной дорожно-транспортных происшествий и зачастую вынуждает водителей муниципальных автобусов и троллейбусов парковаться на участках дорог, прилегающих к разворотным площадкам, тем самым ограничивая пропускную способность улиц и видимость для водителей других транспортных средств.

Наиболее неблагоприятная дорожная ситуация сегодня сложилась в районе остановочных пунктов общественного транспорта, расположенных на центральных магистралях города: КЦ "Кристалл", "Торговый город", "Главпочтамт", "Дом туриста", "Площадь Ленина", "Академия транспорта", "Пос. Южный", "Ул. 4-я Рабочая", КДЦ "Маяковский", "21-я Амурская", где водители маршруток систематически нарушают правила дорожного движения.

Абсолютное большинство дорожно-транспортных происшествий на пассажирском транспорте совершается также на улицах областного центра. Если в текущем году на территории Омской области при перевозках пассажиров было допущено 69 дорожно-транспортных происшествий, то в Омске - 60, причем 43 ДТП допущено по вине водителей индивидуальных предпринимателей.

К сожалению, самоопределение индивидуальных предпринимателей происходит в настоящее время и на междугородных (внутриобластных) маршрутах, где условия для безопасности движения, особенно в зимний период, не уступают по сложности городским. По маршрутам, связывающим 42 населенных пункта (в основном районные центры) с Омском, уже "бегают" более 200 микроавтобусов.

Проблемность организации безопасного транспортного обслуживания населения - в отсутствии единых правил для перевозчиков различной формы собственности, регламентирующих порядок их квалификационного отбора, критериев по допуску на маршруты, выбор типа подвижного состава, его оптимальной расстановки, утверждения расписаний движения. Процесс создания цивилизованного рынка пассажирских перевозок - сложный в правовом плане. С большим трудом он проходит и в других регионах России.

В настоящее время в этой сфере услуг предпринимаются активные действия правительства Омской области, мэрии по созданию нормативно-правовой базы, в рамках которой должен соблюдаться основной принцип обеспечения безопасности дорожного движения - приоритет жизни и здоровья граждан над коммерческими интересами перевозчика. Хочется верить, что это принесет свои плоды уже в самом ближайшем будущем.