Стой где стоишь
Более двадцати лет назад в Туле появились первые остановочные павильоны. Министерство транспорта тогда прониклось заботой о людях, подолгу торчащих на остановках, и под новый 1982 год было принято решение о благоустройстве посадочных площадок пассажирского транспорта. С тех пор их стали оборудовать специальными навесами со скамейками, урнами и табличками с графиками движения транспорта. В Туле сначала крышей над головой обзавелись пассажиры автобусов и троллейбусов, а затем очередь дошла и до трамвайных остановок. Выглядели они не очень презентабельно: небольшие металлические коробы ядовито-зеленого цвета с деревянными лавками, вмещавшие не больше 10-15 человек. В начале 90-х их сменили еще более бесформенные конструкции со встроенными в них коммерческими ларьками с шоколадом-пивом-сигаретами. Большинство этих сооружений до сих пор "украшают" Тулу. Между тем власти многих российских городов запрещают на остановках коммерческие палатки, ибо они вредят безопасности дорожного и пешеходного движения, портят архитектурный облик города. Глава же Тулы лишь рекомендовал районным администрациям убрать ларьки с остановок или заменить их на более современные павильоны. Городским властям не до эстетики, когда в бюджете нет денег. А владельцы этих торговых точек исправно пополняют казну, да еще за свой счет красят и ремонтируют остановки, убирают территорию вокруг павильона. А запах... ! По словам начальника отдела безопасности дорожного движения МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства" (УТСиДХ) г. Тулы Сергея Петрова, существуют специальные правила обустройства остановок. Проект павильонов разрабатывают районные архитекторы, а изготавливают их в основном на бывшем котельно-вентиляторном заводе и на "Штампе". Уход за остановками - обязанность районных администраций. Чаще всего остановки называют по близлежащему учебному заведению, улице, магазину или исторической достопримечательности. А чтобы поменять название остановки, нужно специальное постановление главы города. Недавно пролетарцы очень удивились, увидев, что привычную всем вывеску на автобусной остановке "Океан" сменила другая - "Хозтовары". Как объяснили нам сотрудники отдела безопасности дорожного движения УТСиДХ, новая вывеска была установлена незаконно, без согласования с ними, и в ближайшее время ее снимут. Далеко не все тульские остановки соответствуют нормативным требованиям. Удалить их на безопасное расстояние от проезжей части невозможно, так же, как нельзя расширить проезжую часть тульских дорог. Помимо этого, большинство остановочных ларьков не соответствуют санитарным нормам, не оборудованы канализацией и подводом воды. А биотуалет на тульской остановке - это что-то из области фантастики. Одна из продавцов рассказала нам, что ее туалет - это ведро тут же, в ларьке. Опорожняет его она поблизости, где придется... Чтоб мы так ждали Сегодня в моде пассажирские навесы необычных форм, из свегопрозрачных пластиковых материалов. Улицы Москвы и Санкт-Петербурга украшают остановочные навесы в виде створки раковины из оргстекла. Делают их во Франции. Они более прочны и долговечны, да и городского пейзажа не похабят. Нам за столицами не угнаться, но и в Туле недавно появились несколько современных остановочных павильонов. Их крыша сделана из оргстекла, а опоры - из нержавейки. Длина навесов - от 6 до 9 метров, так что они без труда могут вместить всех ожидающих транспорт. Цена одной такой остановки - 140 тысяч рублей. Установлены они рекламным агентством по заказу частной фирмы.