Кто виноват? Что делать?
Эх, дороги... Слякоть и лед - так на улицах Тулы начался самый аварийный для автолюбителей сезон. Но бывает, что вины водителя в дорожно-транспортном происшествии просто нет. Аварию спровоцировала не неграмотность водителя за рулем, а плохая дорога. Сколько именно таких аварий случается ежедневно на наших дорогах, не знает никто. Такой статистики просто нет. Хотя можно предположить, что очень много - дороги у нас не просто плохие, а очень плохие. Но даже если виноват в беде незакрытый люк на пути машины, хозяин может и не пойти в суд с претензиями к дорожникам, считая, что это сложно, долго и выиграть такой иск почти невозможно. Это не так. 1. Мало кто знает, что у каждого километра тульских дорог есть свой официальный хозяин и что на все эти километры в нашей стране, где традиционно все дороги очень плохие, существуют жесткие нормы "правильной" дороги. И они для суда - истина в последней инстанции. Только об этом мало кто догадывается, потому что не всем выгодно открыто рассказывать о совершенно несекретных стандартах наших дорог. О них знают лишь особо дотошные водители и узкий круг специалистов. А почему? Водитель Савельев ехал на своей "девятке" по новенькому, только что положенному покрытию дороги. Впереди был крутой поворот. Время - середина дня, пасмурно, но асфальт сухой, видимость нормальная. Скорость движения была небольшой - около 40 километров в час, но впереди медленно "ползла" еще более неторопливая фура. И водитель пошел на обгон.Что было дальше, описано в сводках Госавтоинспекции, Легковушку при обгоне занесло, и она ударилась о бетонное ограждение. Серьезно пострадали и водитель, и его машина. В ходе проведенной проверки выяснилось, что все дорожное покрытие на момент аварии было в мелких катышках асфальта, застывших в смоле. Наверняка многие опытные водители замечали подобное явление, проезжая по только что построенной дороге. Дресва - так по научному называется эта неприятность на дороге. Она и стала причиной аварии. Случай, как говорят опытные водители, далеко не редкий. Ямы, выбоины, незакрытые люки, "выросшие" из асфальта трамвайные пути - перечислять дорожные преграды можно до бесконечности. В последнее время слишком уж часто именно они становятся причиной дорожно-транспортного происшествия. Как правило, при подобном несчастье к ответственности нужно привлекать именно дорожные службы. Они у нас по закону обязаны содержать дороги в нормальном состоянии и соблюдать нормы эксплуатации. Такие нормы - не благие пожелания типа: "Все дороги должны быть хорошими". Есть так называемый перечень показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог (имеется в виду - между населенными пунктами), улиц и дорог городов и прочих населенных пунктов, вплоть до деревенских, где четко расписаны и предельные допуски высоты, и толщина каждой кочки на дороге. А еще есть требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. 2. Параметры и нормы того, что должно быть на асфальте, устанавливаются Государственным стандартом РФ. Это малознакомый отечественному автолюбителю документ. Но именно его в нашей жизни и при наших дорогах просто необходимо знать или иметь при себе, чтобы в случае проблеяв! на дороге сберечь себе нервы и деньги. Полностью этот документ называется так: ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". И нормы, записанные в нем, являются обязательными, то есть не оспариваются и не обсуждаются. Поэтому если нормы ГОСТа не выполняются, то дорожные службы несут ответственность по закону. Безусловно, полностью меркам стандарта отвечает малое количество дорог в нашей стране, точнее сказать - большинство не отвечает. Но это - в обыденной жизни, а если произошла авария, то грех брать ответственность на себя, если участок дороги не отвечает требованиям Государственного стандарта. Во вся ком .случае для суда ГОСТ - единственный официальный документ того, какой должна быть дорога. Если по вине ненадлежащего состояния дороги произошла авария, то иск о возмещении материального ущерба предъявляйте той дорожной организации, которая отвечает именно за этот участок дороги. Дорог без официального хозяина у нас просто нет. А узнать место расположения "хозяина асфальта" можно в районном отделе ГИБДД. Та же ситуация и с открытыми люками. И они не бывают "безродными". Принадлежность люков определяется коммуникациями или объектами, которые они прикрывают: "Тулгорводоканал", "Горгаз", ГТС. Но могут быть и другие хозяева. Местонахождение и координаты "родителя" люка также подскажут в Госавтоинспекции. Ну а вдруг на дороге оказалась не огромная яма, куда может провалиться самосвал, а небольшая, едва заметная выбоина. Как на это надо реагировать, если человек уверен: именно неровная дорога "кинула" его машину в сторону? Реагировать надо строго по ГОСТу. Удивительно, но факт: по ГОСТу Р 50597-93 размеры отдельных просадок асфальта и выбоин не могут быть больше 15 сантиметров по длине и 60 сантиметров по ширине. А глубина выбоины на дороге вообще не должна превышать 5 сантиметров. Теперь о пресловутых люках на проезжей части. ГОСТ, как оказалось, говорит не только о том, что их надо закрывать. Для многих будет открытием, но существуют нормы и на закрытые крышкой люки. В Государственном стандарте сказано, что "не допускается отклонение крышки люка относительно дорожного покрытия более чем на 2 сантиметра". Чуть больше - 3 сантиметра - предел, на который может отклониться решетка дождеприемника относительно асфальта. За лишние сантиметры ответственность несут дорожные службы. Не менее интересна и информация по срокам устранения недостатков. Оказывается, с момента обнаружения ямы ГОСТом отводится не более суток дорожникам, чтобы все поправить. А на люки и решетки сроки еще суровее. Они, как указывает документ, должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующим знаком. А на замену разрушенной решетки или люка отводится время - не более трех часов. 4. С чего начинать, если аварии избежать не удалось? Условно, все действия человека, попавшего в дорожно-транспортное происшествие и уверенного, что главный виновник случившегося - именно дорога, состоят из нескольких шагов. Попробуем остановиться на них подробнее. Первый шаг стандартен - случилась беда, надо вызвать сотрудников ГИБДД и по возможности не трогать машину с места. Второй шаг - поиски свидетелей. Это необходимый шаг, потому что самое трудное в суде - это доказать связь между аварией и состоянием дороги. Свидетели могут в этом помочь, как и сфотографированная или снятая на видеокамеру картинка с места происшествия. Шаг третий делаете после приезда сотрудников Госавтоинспекции. Здесь важно проконтролировать составление ими схемы аварии, указания в ней сведений о том, что нет предупреждающих знаков, например "ремонт дороги" или "объезд", размеров ямы и так далее. Неплохо настоять, чтобы при оформлении ДТП присутствовали представители дорожной службы. Шаг следующий - выясните с помощью ГИБДД, какая организация отвечает за участок дороги, на котором случилась авария. Претензии предъявляются головному предприятию. Затем следует подсчитать в специальной оценочной фирме, во что вам обошлась яма на дороге. Кстати, на оценку желательно официально пригласить представителей дорожников. И только после этого направить дорожной организации официальную претензию. Если они промолчат или ответят отказом, можно смело подавать те же самые документы в суд.