У каждой колдобины -свои допуски
Дорожников можно и нужно привлекать к ответственности за плохое состояние проезжей части - в этом тульские автоинспектора уверены. В области по вине дорожных служб случается немало ДТП, но еще не было ни одного факта выплаты дорожниками владельцам разбитых машин компенсации. Причина лежит на поверхности. Пострадавшие в ДТП порой просто не знают, что могут обратиться в суд с претензиями к дорожным службам. Или же автомобилисты считают, что все равно ничего не докажут. И напрасно. Недавний случай. Водитель "девятки" пошел на обгон "фуры", и хотя скорость, согласно протоколу, была всего 40 км/ч, а водительский стаж мужчины весьма приличный, машину занесло, и она врезалась в бетонное ограждение. "Девятка" разбита, водитель - в больнице. В ходе предварительной проверки выяснилось, что дорожное покрытие на момент аварии было сплошь в мелких катышках, застывших в битуме. Техники называют эту неприятность на дороге "дресва" - она создает немало хлопот водителям, проезжающим по свежеуложенному асфальту. Но, несмотря на весомые улики, водитель пока не спешит обращаться в суд. Мало кто знает, что у каждого километра тульских дорог есть официальный хозяин, и на все эти километры распространяются зафиксированные государством жесткие нормы "правильной" дороги. Именно этот госстандарт и установленные отклонения от него, ставшие причиной ДТП - непреложная истина для суда и стопроцентная гарантия исхода дела в пользу владельца машины. Каждому водителю нужно бы всегда иметь при себе главный документ дорожника - ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". В нем расписаны предельные допуски высоты и толщины каждой неровности на дороге, будь то федеральная трасса, деревенская дорога или городская улица. Тульские водители будут немало удивлены, но - внимание! - по ГОСТУ размеры отдельных просадок асфальта и выбоин не могут быть больше 15 см по длине и 60 см по ширине. А глубина выбоины на дороге вообще не должна превышать 5 сантиметров. Если выбоина, ставшая причиной нештатного поведения автомобиля больше, то будьте уверены: суд окажется на вашей стороне. Или ситуация с открытыми люками на дорогах. Во-первых, они также не бывают ничейными. Их принадлежность определяется коммуникациями, которые они прикрывают - горгаз, водоканал, телефонные сети. Встречаются и другие хозяева, кто они - можно узнать в Госавтоинспекции. Кстати, госстандарт устанавливает, что люки на дорогах надо не только закрывать. Для многих и это окажется удивительным, но существуют нормы даже на закрытые крышкой люки: не допускается отклонение крышки люка относительно дорожного покрытия более чем на 2 (!) см. Три сантиметра -предел для решетки дождеприемника. За лишние сантиметры несет ответственность дорожная служба. Не менее интересна информация и по срокам устранения недостатков на дороге. Оказывается, с момента обнаружения ямы дорожникам, чтобы все поправить, ГОСТом отводится не более суток. С люками и решетками еще строже. Они должны быть немедленно огорожены и обозначены знаками. На замену разрушенной решетки или люка дается всего три часа. С чего начать, если вы попали в ДТП из-за плохой дороги? Сначала в любом случае нужно вызвать ДПС, и, по возможности, не трогайте машину с места. Затем - поиск свидетелей. В суде очень важно доказать связь между аварией и состоянием дороги. В этом помогут свидетели, а также сфотографированная или снятая видеокамерой картинка места происшествия. После приезда сотрудников автоинспекции нужно проконтролировать составление ими схемы аварии с указанием на ней сведений о состоянии проезжей части. Например, наличие ямы и ее размеров, отсутствие знаков "Ремонт дороги" или "Объезд". Можно настоять на присутствии при оформлении ДТП представителей дорожной службы. В районном ГИБДД есть информация обо всех собственниках дорог, здесь вам подскажут, на чьей именно территории вы "попали". Обратившись в фирму к оценщику, вы узнаете, во сколько вам обошлось разгильдяйство дорожников. После чего нужно написать претензию в адрес головного предприятия дорожной службы, предлагая решить дело миром. Если они промолчат или ответят отказом, нужно идти в суд с иском о возмещении материального ущерба.