Автомобильные зачистки идут по нарастающей
В сентябре 2004 года на реанимированные штрафные стоянки Петербурга отправились первые эвакуаторы с неправильно припаркованными в центре машинами. Частники подумали, что это очередная пропагандистская кампания ГАИ - ГИБДД, которая через месяц закончится.
И ошиблись: за 3 осенних месяца в штрафбаты на дорогах попали около трех тысяч авто, а зачистка обочин стала еще активнее.
100 долларов за беспечность
Автолюбители до недавнего времени не обращали внимания на знаки "остановка запрещена" и "стоянка запрещена" даже на Невском. Общественный транспорт высаживал пассажиров не у поребрика, а во втором-третьем ряду движения - буквально под колеса спешащих автомобилей. Чиновники, коммерсанты и гаишники нашли гениальный способ очистить обочины при помощи принудительной эвакуации.
Схема проста: инспектор ДПС, завидя машину-нарушителя, постоит у нее минут пять и набирает телефон диспетчерской службы 001. На место неправильной парковки спешит эвакуатор одной из шести коммерческих фирм, входящих в ассоциацию спецплощадок (таковых в Питере 19), и доставляет автомобиль на ближайшую штрафплощадку. Как правило, ближайшей спецплощадкой при эвакуации из центра оказывается адрес: улица Шаумяна, 1. Принадлежит она ЗАО "Городской центр "Спецавтотехника".
Стоимость доставки машины - 2 тысячи 927 рублей. Первые три часа хранения - бесплатно, затем - 12 рублей в час. В первый же месяц с Невского проспекта, площади Восстания, Гончарной улицы и Лиговского проспекта (именно с них началась операция "Зачистка") принудительно убирали по 60 - 70 машин в день. Водители, заплатив 100 и более долларов за беспечность, становились внимательнее. В отделе пропаганды ГАИ сообщили, что одни и те же машины на спецплощадки повторно не попадали.
Принудительная доставка техники осенью 2004 года приносила владельцам спецплощадок от 100 тысяч долларов в месяц. ГИБДД (пардон, теперь ДОБДД - департамент обеспечения безопасности дорожного движения) в этом процессе формально выступает санитаром-наводчиком и в коммерции не участвует.
Исполнительный директор ассоциации спецплощадок Борис Вьюшкин уверяет, что никаких сверхприбылей штрафстоянки не зарабатывают: "Половина из 2500 машиномест на 19 спецплощадках - это заброшенные старые авто, которые их владельцы не намерены забирать, и машины после аварии. Воздействовать на владельцев хлама мы не можем: многие машины зарегистрированы в других регионах, проданы по доверенности и т. п. Выбросить - не имеем права".
Господин Вьюшкин также отметил, что 70 эвакуаторов ассоциации используются неэффективно: "Около 90 процентов вызовов на Невский происходит вхолостую. Пока техника в пробках доедет до места вызова, владельцы неправильно припаркованных автомобилей успевают уехать".
Гаишники поймали кураж
"Плач Ярославны" со стороны коммерсантов выглядит неубедительно, но бог с ней - с коммерцией. Главный итог для чиновников и ДОБДД в другом: в ходе карательной операции плотность движения на Невском проспекте и площади Восстания снизилась на 30 процентов. Поймав кураж, гаишники начали зачистку обочин в 12 районах Санкт-Петербурга!
В перечень попали не только центральные - Василеостровский и Петроградский районы, где у поребрика действительно тесно от припаркованных машин, но и Кировский с Калининским районы, отнюдь не напичканные офисами.
Водители не ожидали такого подвоха. Мой знакомый, например, не обнаружил "стального коня", оставленного на Ланском шоссе, и подумал, что его угнали. Несколько часов ушло на выяснение адреса штрафстоянки, куда эвакуировали машину. Затем начались неприятности другого рода: автомобиль при доставке слегка помяли. Такой вот сервис, и виноватых не найти, так как владелец в этом процессе не участвовал.
"Остановка запрещена" становится столь же опасным для кармана водителя городским дорожным знаком, как и ограничение скорости на трассе. Даже при парковке где-нибудь в Лигове. Автолюбители, похоже, начинают это понимать: из спальных районов в последние дни эвакуируются не более 5 - 6 машин в сутки.