Перейти к основному содержанию

Главная      КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ, ШОФЕР

КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ, ШОФЕР

Особенности суммированного учета рабочего времени водителей

Работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником (1). Учет рабочего времени может быть ежедневным, еженедельным и суммированным.

Ежедневный учет рабочего времени осуществляется при равной продолжительности ежедневной работы.

В случае если продолжительность ежедневной работы определяется графиком в пределах нормальной продолжительности рабочей недели, которая составляет 40 часов в неделю (1), применяется еженедельный учет рабочего времени.

В тех организациях, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная в статьях 91, 92 и 94 ТК РФ для данной категории работников ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени. Введение суммированного учета рабочего времени имеет своей целью контроль за соблюдением требований ТК РФ относительно нормы рабочего времени, но не в течение недели, а в течение более длительного периода - месяца, квартала и др. Такой период именуется учетным и не может превышать 1 года (2).

Суммированный учет рабочего времени, в частности, может применяться в организациях, использующих вахтовый метод организации работ, в организациях с непрерывным производственным циклом, а также на транспорте.

Для отдельных категорий работников таких организаций правила применения суммированного учета рабочего времени устанавливаются специальными нормативными правовыми актами, разрабатываемыми в порядке, установленном Правительством РФ (3). В настоящее время такие правила установлены, в частности, для отдельных категорий работников водного транспорта (4) связи (5), авиации (6), железнодорожного транспорта (7), водителей автомобилей (8).

В статье мы рассмотрим специфику применения суммированного учета рабочего времени для водителей автомобилей, установленную Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение).

Рабочее время

Норма рабочего времени для водителей, как и для всех других категорий работников, не может превышать 40 часов в неделю. При этом для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (9).

Суммированный учет рабочего времени устанавливается водителям в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена 40-часовая рабочая неделя либо нормальная продолжительность рабочего дня при пятидневной рабочей недели. При наличии в организации представительного органа работников (первичной профсоюзной организации или иного представителя, уполномоченного общим собранием работников) суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения такого органа (10).

При этом продолжительность учетного периода составляет 1 месяц, то есть продолжительность рабочего времени в течение месяца не должна превышать нормального числа рабочих часов при 40-часовой пятидневной рабочей неделе (11). Так, в декабре 2004г. нормальная продолжительность рабочего времени составляет 176 часов (22 раб. дня х 8 ч). В случае превышения нормального числа рабочих часов в течение месяца работа в такие часы является сверхурочной работой (12). Если в декабре 2004 г. водителем отработан, например, 181 час, то 5 часов из них являются сверхурочной работой (181 ч -- 176 ч) и подлежат оплате в повышенном размере. Напомним, что сверхурочные работы подлежат оплате за первые 2 часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (13). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев (10). Так, если в организации сезон составляет период с мая по сентябрь и учетный период равен сезону, то есть составляет 5 месяцев, то в 2005 г. норма рабочего времени за этот период - 848 часов. Работодатель обязан ежемесячно составлять графики работы (сменности) на линии для всех водителей и доводить их до сведения водителей не позднее чем за 1 месяц до введения в действие (14) Так, график сменности на январь 2005 г. должен быть доведен до сведения водителей не позднее 30 ноября 2004 г.

Графики работы (сменности) устанавливают время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, если он создан в организации (14).

По общему правилу при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Исключения из этого правила устанавливаются Положением (15).

Например, на междугородных перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (16).

* Дальние рейсы - рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы (17).

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов.

Период времени/Продолжительность периода

1/2

Время управления автомобилем (18)/Не может превышать по общему правилу 9 часов в течение ежедневной работы (смены) (19) Не может превышать 8 часов в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9, 5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов (19) Может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за 2 недели подряд не может превышать 90 часов (20)

Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах для водителей на междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы (21)/Частота и продолжительность данных перерывов указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется (22)

Подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены (23)/Устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации, если он создан в организации (24)

Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения С ЛИНИИ (25)/Устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации, если он создан в организации (24)

Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей (26)/Определяется по фактически затраченному времени

Время простоев не по вине водителя (27)/Определяется по фактическому времени простоя

Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи (28)/Определяется по фактически затраченному времени

Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем (29)/Засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%. Конкретная продолжительность времени в данном случае устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации, если он создан в организации Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю (30)

1/2

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (31)/Засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 50%. Конкретная продолжительность времени в данном случае устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации, если он создан в организации (32)

Что касается сверхурочных работ, то при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, то есть сама сверхурочная работа не может превышать 2 часов в день (33). При этом сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год (34).

Исключение предусмотрено для работ, выполнение которых необходимо для обороны страны, предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия (35), а также если необходимо закончить начатую работу, незавершение которой может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей (36). в этих случаях продолжительность сверхурочных работ не может превышать 4 часов в течение 2 дней подряд (34), иными словами, допускается привлечение водителей к сверхурочным работам более чем на 2 часа в день. Так, например, в один день продолжительность сверхурочных работ может составлять 3 часа 30 минут, а на следующий день - 30 минут.

Перерывы, выходные

При суммированном учете рабочего времени и при продолжительности рабочей смены более 8 часов водителю по усмотрению работодателя могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Конкретное время предоставления таких перерывов и их конкретная продолжительность устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, если он создан в организации, или по соглашению между работником и работодателем (37).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (то есть междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (38). Так, если смена у водителя закончилась в 20.00, то на следующий день его смена может начаться не ранее 8 часов утра.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены (39).

К примеру, если продолжительность смены у водителя составляет 10 часов, то и междусменный отдых не может быть менее 10 часов. Если смена у него закончилась в 20.00, то на следующий день смена не может начаться ранее 6 часов утра.

Если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, то междусменный отдых должен составлять не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы (39). Так, если у водителя, которому установлена продолжительность рабочей смены 10 часов, смена завершилась в 17.00, то следующая его смена может начаться не ранее чем в 22.00. В данном случае по возвращении из рейса к времени еженедельного отдыха (выходным дням) должно быть обязательно добавлено еще 5 часов.

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (40). Например, в ноябре 2004 г. число выходных дней не может быть менее 4, а в декабре 2004 г.- менее 3.

В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. Если смена накануне выходных дней завершилась в 20.00 субботы, то следующая смена может начаться не ранее 14.00 понедельника. При этом на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов (41).

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода (42). Так, если в декабре 2004 г. у водителя смена приходится на 12 декабря - праздничный день, то она включается в норму рабочего времени на декабрь 2004 г., которая составляет 176 часов.

Напомним, что в любом случае работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, работа в праздничный день оплачивается не менее чем в размере двойной дневной или часовой ставки (43).

Таким образом, в случае если при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) у водителей превышает 8 часов, для того чтобы в течение месяца (учетного периода) не превысить норму рабочего времени, при составлении графиков сменности следует увеличивать продолжительность междусменного и еженедельного отдыха (выходных дней).

Как измерить время

Для фиксации времени работы и отдыха водителей работодатели могут использовать тахографы. Следует обратить внимание на то, что в настоящее время тахографами должны быть оснащены автотранспортные средства или автобусы российских перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки (44).

Управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без тахографа или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение на водителя административного штрафа в размере до 2500 руб. (47)

Кроме того, нарушение водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, установленного режима труда и отдыха может повлечь наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (48)

Рассматривают такие дела начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителе (49). А административное наказание может быть применено к водителю не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения (50). Гк

* Тахограф - контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя (45).

С 1 января 2005 г. установка тахографов является обязательной на автотранспортных средствах российских перевозчиков при осуществлении международных автомобильных перевозок в государствах, как являющихся, так и не являющихся участниками Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств (46).