Что за цифровой завесой?
Из материалов оперативного совещания в Федеральном дорожном агентстве
Дорожное хозяйство России - в полной мере рыночная отрасль. Более 10 лет заключение контрактов на выполнение дорожных работ осуществляется по результатам конкурсов, и к настоящему времени через торги распределяются практически 100% бюджетных средств, направляемых на развитие автомобильных дорог. В отрасли сформировалась полноценная конкурентная среда. Сформировались сильные подрядные организации, не стесняющиеся для защиты своих законных интересов обращаться в суд, в том числе с подачей иска и на государственных заказчиков, что тоже является признаком успешного формирования здоровой рыночной среды. Много ли таких отраслей в России?
Поэтому в дорожном хозяйстве применяются методы косвенного регулирования цен на дорожные работы. Целью регулирования является не только экономия бюджетных средств при осуществлении мер по развитию транспортной инфраструктуры, но и решение вопросов инновационного развития, технического перевооружения и финансовой устойчивости предприятий отрасли, достойного существования тружеников дорожного хозяйства.
С этой целью Росавтодор периодически доводит до дорожных организаций размеры базовых ставок заработной платы, установленные на основании отраслевого тарифного соглашения. Проектные организации закладывают их в проектную стоимость дорожных работ, и подрядные организации обязаны их придерживаться. Ущемление прав работников, пусть даже и приведшее к экономии бюджетных средств, рассматривается как серьезное нарушение, и в последующем может повлиять на решение государственного заказчика при определении подрядной организации на других объектах дорожных работ. Обязаны подрядчики соблюдать и требования законодательства в части компенсационных и стимулирующих выплат и надбавок к заработной плате. В то же время не допускается завышение затрат на оплату труда в благополучных регионах с более высокой средней заработной платой - мера, направленная на выравнивание уровня жизни в различных регионах страны.
В рамках государственной ценовой политики должен осуществляться аналогичный подход и по другим статьям себестоимости продукции дорожных организаций. К ним можно отнести и установление нормативов, позволяющих оснащать предприятия отрасли современной дорожно-строительной и вычислительной техникой, применять современные материалы и технологии и т.д. И на всех этапах существуют ограничения, не позволяющие безосновательно завышать стоимость дорожных работ. Существуют и такие специфические экономические регуляторы, как, к примеру, норматив возмещения за счет заказчика страховых выплат по строительным рискам, позволяющий при чрезвычайных ситуациях ликвидировать их последствия и снижающий хозяйственные риски подрядных организаций.
Перед Росавтодором в наступающем 2005 году стоят достаточно традиционные задачи в области ценообразования, но от того не менее важные. Условно их можно разделить на два направления. Первое направление - обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, второе - методическая работа по определению наиболее эффективных с точки зрения интересов государства и общества экономических нормативов.
По первому направлению планируется несколько мероприятий. В первую очередь это повышение контроля за затратами заказчика. Существующая система, ориентированная прежде всего на точное совпадение запланированных объемов финансирования с фактически сложившейся стоимостью строительства, ставит заказчика в достаточно сложную ситуацию. Жестко регламентированный порядок работы с бюджетными деньгами приводит к тому, что перераспределить сэкономленные средства на другой объект сложно, а на другой вид дорожных работ - практически невозможно (требуется не более и не менее чем внесение изменений в закон о федеральном бюджете). В результате экономия, возникающая в первой половине года, после выполнения длительных процедур, предписанных законодательством, все-таки перераспределяется. А во второй половине года, когда времени до завершения финансового года остается мало, средства заказчика под различными предлогами - необходимости выполнения дополнительных работ, удорожания отдельных видов ресурсов и т.д. - передаются подрядчику. Конечно, заказчики этими средствами оплачивают работы, необходимые для улучшения состояния дорог и повышения безопасности дорожного движения, но не предусмотренные программой финансирования на очередной год.
Главная задача по второму направлению - выработка нового базового отраслевого документа по ценообразованию в дорожном хозяйстве. К этой работе уже привлечены научные организации, принятие документа планируется в середине 2005 года.
Имеются планы по снижению в 2005 году административных барьеров при применении современной техники и технологий на объектах дорожных работ. Предстоит разработать методику определения экономического и внеэкономических эффектов при использовании новой техники и технологии. В настоящее время их внедрение затруднено тем, что эффект часто проявляется в увеличении межремонтных сроков, снижении затрат по текущему содержанию, а на этапе строительства или ремонта происходит удорожание - недопустимое без оговорок об эксперименте, опытном участке по отработке новой технологии и т.д. Учет комплексной стоимости по формуле: стоимость строительства плюс стоимость содержания плюс стоимость ремонтов на период эксплуатации дорожных объектов - позволит снять это противоречие и оценить истинную экономическую целесообразность применения технического новшества. Оценка же важных для всего общества внеэкономических эффектов (с оговоркой, что внеэкономическими они являются только с точки зрения заказчиков и подрядчиков) - таких, как снижение аварийности на автомобильных дорогах, экологического вреда населению и окружающей среде, - является весьма актуальной. Важное направление - продолжение внедрения в дорожном хозяйстве метода укрупненных единичных расценок. Суть метода сводится к тому, что заказчик покупает не технологический процесс - перемещение энного количества кубометров грунта, укладку нескольких тонн щебня или асфальтобетонной смеси, а конечный результат - километры отремонтированных По определенным техническим требованиям дорог, погонные метры мостов и т.д. Кроме того, укрупненные расценки позволяют подрядчику выбрать наиболее оптимальную технологию с учетом имеющейся в его распоряжении дорожно-строительной техники.
Страницу подготовила экономический обозреватель "ТР", кандидат экономических наук Ирина ПОЛЯКОВА.