Гаишников вытащат из засады?
В недрах МВД готовится поистине революционный документ, который должен сократить коррупционные возможности недобросовестных инспекторов
Новый административный регламент для сотрудников ГАИ, в частности при устранении взаимоисключающих формулировок, может поставить вне закона гаишные засады в кустах и других местах скрытого наблюдения. Проект регламента еще проходит согласование в Департаменте по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России и в высших милицейских кабинетах и вынесен на общественное обсуждение на официальном сайте МВД. Если ведомство, возглавляемое генерал-лейтенантом милиции Виктором Кирьяновым, решится на реальное оздоровление собственных кадров, произвола в отношениях между человеком с полосатым жезлом и остановленным им водителем станет значительно меньше.
Новый свод правил фактически ставит вне закона всевозможные засады экипажей ДПС у железнодорожных переездов, на скоростных участках внутригородских магистралей и других "взяткоемких" из-за высоких штрафов и даже лишения водительских прав местах, перенаправит усилия дорожных инспекторов с незаконного личного обогащения на борьбу с пробками.
Автомобилисты знают: десятки экипажей ДПС дежурят в неприметных местах на улицах с односторонним движением, прячутся в кустах с радарами, дежурят у десятков переездов. Особенно им полюбились засады у железнодорожных переездов: ведь неправильный проезд переездов давно карается очень строго - лишением прав на управление транспортным средством на 4-6 месяцев.
Словом, десятки милицейских экипажей с боевой раскраской ГАИ и без нее дежурят на особо хлебных местах порой целый день, а в это время руководители регионального управления ГИББД, оправдывая отсутствие регулировщиков на самых заторных перекрестках, жалуются на нехватку личного состава.
Один из пунктов проекта административного регламента гласит: "При выявлении затруднений в движении, заторовых ситуациях и иных помехах движению транспортных средств и пешеходов инспектор должен обеспечивать выполнение регулировочных действий". Даже "разбираться" с остановленным жезлом нарушителем ПДД инспектор может только после того, как на своем посту реально разрулит пробку. Пока это звучит как сказка.
Но, к сожалению, хоронить засады рановато. С одной стороны, в регламенте прописано: "Контроль за движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, запрещен". Иными словами, на дежурство не имеет права выезжать, а тем более вести скрытое наблюдение за трафиком, любой милицейский автомобиль без опознавательных знаков ДПС на бортах, а также мигалок, "крякалок" и иных специальных приспособлений.
С другой стороны, один из пунктов документа гласит: "Контроль за дорожным движением может осуществляться с использованием патрульных автомобилей скрытого надзора". Таким образом, разночтения в одном из ключевых пунктов регламента сводят на нет борьбу с любителями посидеть в кустах с радаром, оставляют им обширные возможности для личного обогащения.
А вот взаимоотношения инспектора с водителями подшофе двояких толкований не допускают. Подозреваемый может "подышать" в трубку в милицейской машине или в прибор в специальном медицинском учреждении, но только в присутствии двоих понятых.
Новый свод этических правил регулирует и форму взаимоотношений инспектора и водителя. Даже общаясь с самым злостным и нервным нарушителем ПДД, человек с полосатым жезлом "обязан излагать свои требования и замечания в убедительной и понятной форме, проявлять спокойствие и выдержку".
Кроме того, при остановке любого транспортного средства он обязан представить служебное удостоверение, а также сообщить цель остановки. Часто ли вы встречали таких спокойных и вежливых сотрудников ДПС?
Еще бережнее, чем с участниками движения, новый регламент предписывает дорожному инспектору обращаться с документами и тщательно следить, чтобы вместе с правами собеседник не сунул человеку "при исполнении" тысячу-другую рублей.
В "товаро-денежном" разделе регламента дается жесткий отпор коррупции: "Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, подарки или другие предметы, не связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей". Особенно назойливые клиенты, не желающие попадать в протокол и предлагающие решить вопрос на месте, могут угодить за решетку: инспектор получил право снимать на камеру или записать такие предложения на диктофон.
1 июля 2008 года, кстати, вступает в силу очередной блок поправок в автомобильный раздел Административного кодекса. Его важные пункты - введение аудио- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения в населенных пунктах и на загородных трассах. Гаишный регламент уточняет места и порядок применения техники: "При контроле за дорожным движением могут использоваться стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры и на участках дорог в зоне ответственности постов ДПС".
Административный регламент Департамента по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России станет первым, но не последним сводом правил, готовящимся в этом ведомстве. Вскоре будут разработаны четкие процедуры государственного технического осмотра, порядка выдачи новых водительских удостоверений и регистрации транспортных средств.