Депутаты подмигнули мигалкам
Государственная дума "завернула" законопроект, ограничивающий использование спецсигналов
Как и предсказывала российская автомобильная общественность, Комитет Государственной думы РФ по безопасности забраковал и вернул на доработку изменения в федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в разделе, посвященном регламенту использования мигалок, "крякалок", неприкасаемых номеров и других "знаков отличия" на дорогах.
Авторы поправок хотели оставить привилегии только для автомобилей оперативных специальных служб (МЧС, милиция, скорая помощь и т.п.) с соответствующими опознавательными знаками и раскраской кузова. По наивному замыслу разработчиков, чиновники даже высокого ранга и депутаты всех уровней вполне могли обойтись и без права выезда на встречную полосу, чтобы не стоять, как рядовые участники движения, в пробках. Но разве народные избранники, от чьей воли и зависит принятие судьбоносного, особенно в психологическом плане, закона, имеющие блатные номера и сигналы не только на служебном, но и на личном транспорте, себе враги?
Пропагандистские кампании по массовому снятию спецсигналов проходят, как правило, аккурат перед выборами в Государственную думу и заканчиваются сразу после них. Так было и в 2003, и в 2007 годах, когда в агитационных целях сняли 2 тысячи мигалок с чиновничьих и депутатских машин в Москве и 200 - в Петербурге. Сигналы вернулись к своим законным владельцам, но положительный осадок от этой показной акции, чего и добивались ее устроители, остался.
Но авторы поправок в закон "О безопасности дорожного движения" из нового созыва Думы почему-то решили, что борьба с мигалками - не только эффектная пиар-акция. Они подготовили документ, уравнивающий в правах всех участников дорожного движения, и даже пытались дать ему ход. Однако опытные депутаты положили проект под сукно, и в нынешнем виде он вряд ли оттуда вернется.
Напомним, кто сегодня в России, согласно постановлению правительства РФ N 482 от 17 сентября 2004 года, имеет легальное право игнорировать многие правила дорожного движения. Такие полномочия имеют тысячи конкретных чиновников и госслужащих, а также сотни органов государственной власти, оперативных и неоперативных служб. Только в Москве легальное право ездить с мигалками получили свыше тысячи федеральных чиновников и депутатов. Местные чиновники и парламентарии идут отдельным списком.
К постановлению N 482 приданы сразу четыре приложения, которые регламентируют порядок использования спецсигналов и спецномеров.
В приложении N 1 опубликован перечень 11 оперативных служб, на транспортные средства которых, при наличии цветографических схем на наружных поверхностях кузова, разрешена установка специальных световых и звуковых сигналов.
Но если мигалки на каретах "скорой", машинах аварийно-спасательных служб или пожарной охраны никакой изжоги у участников движения не вызывают, то "крякалка" на служебном депутатском лимузине - очень. Кстати, право изгонять соседей с полосы получили такие оперативные, судя по включению в перечень, структуры, как служба судебных приставов и служба специальной связи. Они что, преследуют вооруженных преступников или гонятся за водителем, сбившим на "зебре" пешехода?
Право в любой момент включить "люстру", причем даже без наличия оперативной боевой раскраски на борту, имеют (приложение N 2) сразу 16 (!) федеральных органов государственной власти. Самые важные из них имеют приличные квоты.
Аппарат МВД России, например, получил право устанавливать спецсигналы на крыши сразу 230 автомобилей, одновременно находящихся в эксплуатации только в одном городе - Москве, Министерство обороны имеет право единовременно выпускать на столичные дороги 19 автомобилей с мигалками, Управление делами президента России - 17. Свою небольшую квоту в этом перечне имеют даже столь далекие от погонь и стрельбы организации, как концерн "Росэнергоатом" и Федеральная телефонная сеть.
Право пользоваться спецсигналами (приложение N 4) имеют не только госструктуры, но и физические должностные лица сразу 48 (!) категорий: чиновники, депутаты, их помощники, военные, руководители Академии наук, пресс-секретари высших руководителей России, судьи Коституционного суда, их секретари...
В перечень "физических лиц с мигалками" попал почти весь аппарат администрации президента России (20 спецсигналов), "иные должностные лица аппарата Правительства РФ, но не более 20 лиц", все заместители председателя Совета Федерации, руководители фракций и депутатских групп Государственной думы, Государственный секретарь Союзного государства (а Пал Палычу Бородину-то куда спешить?!), другие официальные лица.
О каком равенстве перед законом всех водителей может идти речь, когда легальное право "крякать" и безнаказанно выезжать на встречную полосу получили не только руководители десятков министерств и ведомств, но и все их замы, советники и помощники?
Приложение N 3 к постановлению правительства РФ N 482 от 17 сентября 2004 года регламентирует получение неприкасаемых для остановки инспекторами ДПС автомобилей с государственными регистрационными знаками серий А-АА, В-АА, А-АВ, А-АС и ряда других. Право привинчивать на бампер номер-"вездеход" имеют 64 (!) категории отдельных должностных лиц, служащих в органах государственной власти и приближенных к ней организациях.
Среди счастливых обладателей номеров особых серий - аппараты президента России, правительства РФ и Конституционного суда, исполнительный директор СНГ, "иные должностные лица, осуществляющие оперативное обеспечение деятельности органов исполнительной власти" (по регламенту - не более 20 лиц).
"Зеленую волну" на дороге получили не только федеральные чиновники высокого ранга, но и первые лица вузов - кузниц управленческих кадров: ректоры Академии народного хозяйства и Финансовой академии при правительстве России. Кроме того, неприкасаемые номера серии А-АВ имеют руководители всех новоиспеченных госкорпораций и богатых акционерных обществ с участием государственного капитала. Среди избранных - служебные автомобили председателя правления РАО "ЕЭС России", гендиректора ОАО "Аэрофлот", президента ОАО "Российские железные дороги" и других топ-менеджеров союзного значения.
Напомним, что депутаты российской Государственной думы сами себе узаконили право иметь номера особой серии А-АО не только на своих служебных "мерседесах", но и на личных.
Вот почему, когда не в меру инициативные коллеги захотели вообще отменить в Охотном Ряду неприкасаемые номера, лишить народных избранников права включать сирену, чтобы расчистить себе дорогу на службу или на дачу, они получили жесткий аппаратный отпор.