Не мытьем, так катаньем
Учащиеся и преподаватели сахалинских автошкол взбудоражены. Когда на прошлой неделе люди пришли сдать экзамен по вождению в ГИБДД, то услышали отказ. Точнее, сдать экзамен можно, но только на машине с левым рулем (читай - отечественной). Распоряжение на сей счет издал начальник областной госавтоинспекции А. Ершов. Поскольку в наших автошколах, учитывая интересы жителей региона, готовят водителей праворулевых, то бишь импортных машин, получить водительское удостоверение становится весьма проблематично.
В редакцию обратились несколько человек по поводу событий в южно-сахалинском отделе регистрации и техосмотра, где кандидаты в водители сдают экзамены.
- Я заплатила за обучение немалые деньги, несколько месяцев посещала занятия, и что, все это теперь коту под хвост? - женщина, звонившая по телефону, не сдерживала своих эмоций. - Я училась ездить на иномарке (она у меня есть) с правым рулем и гидромуфтой. И никогда не сяду за руль отечественных "Жигулей" или "Москвича", хотя бы потому, что женщине очень тяжело управлять такой машиной с коробкой передач. Мне теперь что, заново учиться в автошколе? А кто компенсирует предыдущие затраты на обучение?
- Почему о том, что на иномарках экзамен по вождению больше не принимают, мы узнаем, когда учеба в разгаре и позади половина срока занятий? - это еще один телефонный звонок. - И что нам теперь делать?
Мягко говоря, странное распоряжение начальника госавтоинспекции увидело свет. Хотя, возможно, на материке, где граждане больше ездят на отечественных машинах, подобный документ и не вызвал бы негативной реакции. Но в регионе, где 90 процентов эксплуатируемого транспорта - праворулевые автомобили, заставлять людей обучаться в автошколах на машинах с левым рулем по меньшей мере нелогично. Мало того, что выпускник автошколы неопытен и неуверен в своих водительских навыках, он ведь все равно, даже отучившись на отечественном авто, не будет на нем ездить, а сядет за руль иномарки, управлять которой он сможет кое-как. О какой безопасности на дорогах в таком случае может идти речь?
Пожалуй, вернее будет прогнозировать рост аварийности. И потом. В нашей стране нет запрета на ввоз и эксплуатацию автомобилей с правым рулем. Тогда почему появляются ограничения на стадии получения водительских навыков?
Я позвонила руководителю островной госавтоинспекции А. Ершову, который на момент скандальных событий был в отъезде. От комментариев он уклонился, сообщил лишь, что сейчас все по-прежнему: экзамен по вождению можно сдать на иномарке. Тогда, спрашивается, зачем было огород городить?
Из дальнейшего разговора стало понятно, что на этом история может все-таки и не закончиться. А. Ершов считает, что граждане должны поддерживать не японский, а отечественный автопром.
Кто бы спорил, если бы наша техника была надежна, проста в эксплуатации и стоила гораздо дешевле, чем ныне? Увы, но это можно сказать лишь об иномарках, и заставить народ "полюбить" в массовом порядке "Ниву" или "Ладу-Калину" не получится. В этой связи припоминаются поставки отечественных машин для медучреждений области в рамках нацпроекта. Новенькие авто очень быстро вышли из строя, а найти запчасти для них на острове - большая проблема.
По словам А. Ершова, если правительство введет какие-либо ограничения по части иномарок, то придется исполнять. Почему, когда речь заходит о контроле за ценами на продукты, только и разговоров о рыночных отношениях, в которые государство не может вмешиваться? Но если дело касается автомобилей, то есть большой зуд у государства вмешиваться в выбор граждан, на каких машинах - им ездить?
Переговорила я и с руководителем одной из южно-сахалинских автошкол. Вот что он поведал, на условиях анонимности, конечно:
- Вообще в этом году в недрах областной госавтоинспекции родилось несколько документов, направленных против использования автомобилей с правым рулем. Департамент образования, которому мы подчиняемся как организаторы учебного процесса, обязал автошколы зарегистрировать в ГИБДД транспорт именно как учебный. Приходим в ГИБДД, а там висит объявление, что сделать такие регистрационные действия можно только с леворулевыми автомобилями. С техосмотром аналогичные проблемы, его могут пройти учебные машины только с левым рулем.
2 июля появилось распоряжение, согласно которому все автошколы до 23 октября должны заменить учебные иномарки на машины с левым рулем. Документ дали под роспись руководителям автошкол. Некоторые, что называется, с перепугу приобрели отечественные учебные машины. Но ведь отучишь группу на таком автомобиле, и его нужно сдавать в основательный ремонт. Все-таки считаем распоряжение начальника областной ГИБДД незаконным. Мы посмотрели статьи, на которые он ссылается в своем документе, но там нет прямого запрета относительно праворулевых машин. Речь идет только о соблюдении безопасности.
- Скажите, есть ли люди, которые хотели бы обучаться в автошколе вождению именно на отечественной машине? - интересуюсь у собеседника.
- Я не первый год работаю в этой системе и не припомню, чтобы кто-то из сахалинцев высказывал такое пожелание. Все хотят учиться ездить на иномарках.
Ситуация на Сахалине взволновала президента Дальневосточной ассоциации автошкол А. Насырова. Он направил запрос по поводу законности действий главного сахалинского гаишника в прокуратуру Дальневосточного федерального округа. Оттуда запрос переслали в сахалинскую областную прокуратуру, где сообщили, что жалоба находится сейчас на рассмотрении.
Ну а что же со сдачей экзамена? В тот день, когда в ГИБДД отказались принимать экзамен на иномарках и ситуация накалилась, один из заместителей начальника областной ГИБДД в отсутствие шефа издал распоряжение о приостановлении действия документа.
Надолго ли? В автошколах надеются, что скандальный документ отменят вовсе. А вот в госавтоинспекции поговаривают, что инициатива их шефа нашла понимание в Москве, в ведомственном департаменте безопасности дорожного движения. А там, глядишь, и до постановления правительства (которому уже давно хочется запретить ввоз и эксплуатацию иномарок) рукой подать. Не исключено, что эта история получит продолжение.