МИГАЛКИ ДЛЯ КОШКИ ПРОКУРОРА
Вчера в России вступил в силу запрет на использование автомобильных спецномеров с триколором вместо номера региона на служебных и личных автомобилях, инициатором которого выступил президент Владимир Путин. В Госдуме даже был организован мобильный пункт ГИБДД: депутаты в срочном порядке снимали номера и занимали очередь на перерегистрацию.
Напомним, что президент Владимир Путин назвал спецномера наряду с мигалками одной из основных причин высокой смертности в ДТП. В сентябре он подписал указ "О первоочередных мерах по безопасности дорожного движения" и велел в первую очередь снять спецномера депутатам, внеся соответствующие поправки в закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ". На днях закон был подписан президентом.
Занятно, что поначалу против закона, лишающего законодателей возможности ездить быстро, грубо нарушая ПДД, и при этом не иметь никаких проблем с автоинспекцией, выступили большинство сенаторов. На первом голосовании закон отклонили и подвергли критике. Из 176 сенаторов "за" проголосовали только 88. Но с "разъяснениями" выступил лично председатель верхней палаты Сергей Миронов, и уже шестью минутами позже парламентарии поддержали-таки инициативу президента, решившего с 1 февраля положить конец дорожным привилегиям чиновников.
Триколор на номерном знаке в нашей стране всегда являлся высшей ступенью в иерархии участников дорожного движения. Он давал поистине безграничные возможности на дороге для его владельца. Обычные граждане знали, что в отличие от них обладатели "блатных" номеров могли нарушать ПДД, и далеко не каждый сотрудник ГИБДД решался останавливать такие машины и тем более карать за проступок. По закону спецномера выдавались высокопоставленным чиновникам исполнительной и законодательной власти. На самом же деле на машинах с такими номерами катались большое количество представителей криминалитета и бизнеса, покупавших или получавших спецномера в подарок.
Но с 1 февраля лафа закончилась. Народные избранники вынуждены были попрощаться с "мечеными" номерами. ГИБДД даже организовала в Госдуме пункт переоформления спецномеров. Георгиевский переулок с самого утра заполонили представительские "Ауди", "Мерседесы" и "БМВ", внедорожники и даже "Лады" депутатов. Парламентариев, как и простых смертных, заставили пройти всю процедуру перерегистрации автомобилей, что некоторым явно не нравилось. Народных избранников и их помощников принимал инспектор ГИБДД, к которому образовалась длинная очередь. Прямо на парковке у Госдумы машины со снятыми номерами осматривал инспектор, сверяя номера двигателей и кузова. После в очереди к гаишнику депутатам приходилось еще постоять в очереди в кассу, где принимается плата за перерегистрацию, и в очереди в комнату, где сотрудники аппарата Думы выдают спецпропуск по форме N1 на уже перерегистрированный автомобиль.
Как заверяют в ДОБДЦ МВД РФ, до 1 февраля все "триколоры" должны быть сданы, а вместо них чиновники и парламентарии получат обычные номера. "Да никаких специальных серий не будет. Все это слухи. Придут по месту прописки и получат из общей очереди", - заявили в УГИБДЦ Москвы.
"Никаких спецсерий взамен флаговых номеров вводиться не будет", - также заверил ранее замминистра МВД Александр Чекалин. Тем не менее выяснилось, что все не так печально, как казалось некоторым парламентариям. Гаишники скорее всего сумеют на дороге отличить простого смертного от непростого: по некоторым данным, депутатам взамен триколора выдают номера одной серии Е-***-РЕ 177. Как уже расшифровали аббревиатуру некоторые остряки, "Единая Россия" едет". Официальное объяснение загадочных букв таково: "Просто в этом отделении ГИБДД сейчас идет такая серия".
Между тем, согласно гуляющим по думским коридорам слухам, выделение депутатам особой номерной серии уже привело к тому, что в столичном управлении ГИБДД разрываются телефоны. Заслуженные, уважаемые и просто богатые граждане якобы требуют для себя - в порядке исключения - выдачи номеров только такой и никакой иной серии. Тем не менее вчера депутаты вешали на свои машины номера со свежими сериями Cxxx0077RUS и Mxxx0077RUS (номера с регионом "77" уже почти год официально не выдаются в ГАИ). Депутаты Мосгордумы пересели на AxxxMM99RUS. По некоторым данным, многие чиновники также получили свою спецсерию. К примеру, машины губернаторов будут узнаваемы по номерам Аххх001 АА с номером своего региона вместо триколора (например, Axxx001 AA64RUS - для Саратовской области), а автомобили Администрации президента - AxxxMP97RUS и Axxx0077RUS.
Тем не менее факт остается фактом: после 1 февраля "флаговые" номера теряют свой законный статус. Однако теперь на них уже начал образовываться другой спрос - сувенирный. Некоторые бизнесмены уже заявили о желании приобрести спецномер, ранее принадлежавший любимому политику. Ходят слухи и о предполагаемых ценах. В зависимости от источника реализации номера - от тысячи до пяти тысяч долларов. В то же время многие фирмы, занимающиеся производством номерной сувенирной продукции, уже якобы принимают заказы на изготовление "триколоров" всего за 150 долларов.
***
Комментарий "МП"
Вячеслав ЛЫСАКОВ, глава народного движения автомобилистов "Свобода выбора":
- Сокращение номеров с триколором - это, безусловно, серьезный шаг вперед. Весной прошлого года, когда мы бастовали против засилья мигалок на дорогах, в результат практически никто не верил. И тут - на тебе, президент распорядился число мигалок сократить. На самом деле, я думаю, Владимиру Владимировичу Путину глубоко фиолетово до спецсигналов. Он этой темой никогда бы не заинтересовался, если бы не мощный общественный резонанс и реакция Запада. Ведь иностранные СМИ очень заинтересовались этой темой, они до сих пор с большим удовольствием освещают тему мигалок и блатных номеров. В частности, соответствующие материалы публиковались в "Нью-Йорк тайме" и "Вашингтон пост". Дело в том, что ни один европейский министр или сотрудник американской администрации не может ездить наравне со "скорой помощью". Для Запада это нонсенс!
Но на указе, регламентирующем количество мигалок, отменяющем "флаговые" автомобильные номера, плюсы, собственно, и заканчиваются. Проблему надо было решать законодательно, пакетом, с добавлением изменений во все сопутствующие нормативные акты, а народные избранники ограничились лишь постановлением, что позволит в дальнейшем пополнять списки привилегированных авто, потому что постановление - не закон, его всегда можно незаметно подкорректировать. После указа президента список сокращен до 970, но где гарантия, что через год он не вырастет до 7000?
Опять же остался нетронутым закон о государственной охране, дающий большой группе чиновников (прокуратура, крупные ведомства) право иметь машины сопровождения. Зачем блатные номера, если можно воспользоваться сопровождением? В законе ведь не прописаны причины, по которым можно выделять кортеж. Ситуация на данный момент такова, что сопровождение можно вызвать даже для кошки прокурора, которую надо доставить к ветеринару. Президентский указ и постановление правительства - это всего лишь полумера.
Записала Елена НАТАШКИНА.