Перейти к основному содержанию

Главная      На дороги России возвратится 37-й год?

На дороги России возвратится 37-й год?

Недавно Комитет по госстроительству Государственной думы рекомендовал к принятию нижней палате законопроект, порождающий невиданные репрессии в отношении автомобилистов.

Этот многостраничный документ, авторами которого являются председатель комитета В. Плигин, его заместители А. Москалец и А. Харитонов, не просто вносит изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, а порождает невиданные репрессии в отношении автомобилистов. Штрафы за нарушения правил дорожного движения взлетают до максимума - 25 МРОТ, реанимируются печально известные эвакуаторы и блокираторы, возрождается балльная система учета нарушений ПДД водителем, отмененная в 1997 году.

Прокомментировать новую инициативу депутатов, так озаботившихся безопасностью сограждан, мы попросили почетного адвоката Леонида ОЛЬШАНСКОГО.

- Леонид Дмитриевич, так что плохого в том, что народные избранники предлагают усилить административную ответственность за нарушения ПДД? Ведь нерадивый водитель смертельно опасен на трассе.

- Плохо то, что инициаторы поправок замахнулись на краеугольный камень Конституции - презумпцию невиновности. Это самое вопиющее нарушение прав человека и норм международного права.

Еще сегодня необходимо доказать вину и водителя, и контрабандиста, и зайца-безбилетника, и мелкого хулигана. Однако авторы и лоббисты законопроекта предлагают: пусть везде остается принцип презумпции невиновности, а на дороге пусть будет принцип Южной Родезии - презумпции виновности, то есть каждый водитель должен доказывать, что он не верблюд. Банальная фраза: "Командир, докажи, что я проехал на красный свет или без пристегнутого ремня безопасности" - больше проходить не будет. Таким образом, водителя ставят в наихудшее положение по сравнению с нарушителями паспортных, таможенных, экологических, иных правил и норм. Хотя по статье 19 Конституции все граждане равны перед законом и судом.

Мне не понятно, какой логикой руководствовались разработчики, предлагая по одной только фотографии нарушения, допустим, проехали вы на красный - вас зафиксировала камера слежения, высылать собственнику постановление о штрафе. Причем без прокурора, без адвоката, без свидетелей, без протокола, то есть без общепризнанных правовых процедур.

Более того, при этом не будет учитываться, что автомобиль может быть не только собственностью инвалида войны или ветерана труда, для которого штраф будет непосильным, но и собственностью, что называется, юридического лица - маленького ЖЭКа, огромного завода, штраф для которых что мертвому припарка.

- А что вас как юриста не устраивает в возрождении балльной системы учета нарушений ПДД?

- Если раньше лицо, набравшее в течение года 15 баллов, лишалось водительского удостоверения сроком на один год, то теперь достаточно набрать 10 баллов и, что самое главное, за любой срок - наказание 2 года лишения прав. Но такая конструкция нарушает сразу несколько положений Конституции и теории права. Ведь за одно деяние дважды не наказывают. Авторы законопроекта предлагают наказывать водителей трижды: конкретное наказание за конкретное нарушение, начисление баллов за это же деяние, невзирая на уплаченный штраф или лишение прав, лишение права управления автомобилем по совокупности набранных ранее баллов.

Можем ли мы представить воришку, отсидевшего 4 раза за воровство, которого посадили в пятый раз не за то, что он просто украл, а по совокупности отсидок? Абсурд! И, на мой взгляд, таких юридических казусов в законопроекте предостаточно. Вот вам еще пример.

Сегодня инспектор ГАИ может отстранить водителя от управления авто (читай - выкинуть на мороз) за то, что он забыл дома технический паспорт или водительское удостоверение. Теперь к этому добавится и отсутствие талона о прохождении техосмотра. И вот что получится: машина техосмотр прошла, она исправна, а вот талон человек забыл дома - и все равно машина окажется на штрафстоянке. А получить ее обратно бесплатно будет невозможно. Формула такая - сначала оплати навязанные услуги по эвакуации и хранению автомобиля, а потом забирай.

Совершенно очевидно, что люди, если автомобиль простоит недельку-другую, выкупить его не смогут и просто лишатся права собственности. Мы не говорим о водителях крутых иномарок, которым по карману уговорить гаишника и сейчас, и даже тогда, когда возрастут штрафы. Мы говорим о тех автомобилистах, кто владеет потрепанными "жигулями", "москвичами". Любой из них по воле простачка инспектора, если законопроект будет подписан, может быть вышвырнут на мороз как в центре столицы, так и на далекой сибирской трассе.

По целому ряду статей водителей предлагается сажать в тюрьму на 15 суток. В итоге и почтенные отцы семейств, и молодые люди могут оказаться в камере с бандитами, убийцами и рецидивистами.

- Как вы думаете, будет одобрен и принят законопроект?

- Все эти предложения Плигина и компании далеко не новы! Их предлагали специалисты Госавтоинспекции с 1992 по 2000 год, эти идеи были отклонены депутатами Госдумы различных созывов, а президент страны согласился с последним вариантом кодекса и подписал его. Поэтому авторы законопроекта в общем-то идут против линии Владимира Путина.

Кроме того, я хочу напомнить, что почти год назад Владимир Владимирович, выступая на заседании Госсовета, уделил время и внимание проблемам безопасности дорожного движения. Он расставил приоритеты и подчеркнул, что на первом месте стоит строительство новых дорог, на втором - оперативное прибытие к месту происшествия "скорой помощи", а на третьем - повышение качества подготовки водительских кадров. Путин, почти дословно, сказал: надо перестать брать взятки, и в первую очередь при выдаче водительских удостоверений. Однако сегодня сотрудники ГАИ и их лоббисты, вместо того чтобы заниматься долгой и кропотливой работой, решили пойти по самому кратчайшему пути - усилению репрессий на дорогах.