Старый конь борозду испортит
Многие автомобили остаются в трафике лишь благодаря "левым" техосмотрам
В сентябре 2006 года Россия официально перешла на экологический стандарт "Евро-2", на котором вся Западная Европа ездит с 1995 года. Это означает, что новые "Жигули", "Волги" и даже "Газели" должны оснащаться не допотопным карбюратором, а системой электронного впрыска топлива и нейтрализатором выхлопных газов.
Но на "Е-2" наша страна перешла только формально, потому что большая часть российского автопарка - сильно подержанные машины от 10 лет и старше, которые не соответствуют и стандарту "Евро-1". Такие автомобили не только чадят и отравляют экологию, но и являются зоной риска на дороге. Но формально к таким "ведрам" не придерешься: на лобовом стекле у них - легальный талон техосмотра.
Две тысячи сверху - и талон в кармане
По состоянию на ноябрь 2006 года в Петербурге зарегистрированы 1 миллион 169 тысяч 249 автомобилей. Из них более половины - 635 тысяч 599 - были выпущены 10 и более лет назад (в том числе 45 тысяч грузовиков). В Европе машины в таком возрасте идут под пресс. У нас - являются полноправными участниками дорожного движения.
Понятно, что на старых машинах люди ездят не потому, что модно: на более новую "ласточку" просто нет денег. Но ведь даже подержанный автомобиль хозяин обязан поддерживать в исправном техническом состоянии. Во-первых, чтобы самому стыдно не было, во-вторых, чтобы другим участникам движения проблем не создавать. Все-таки "лохматки" и экологию портят, и аварийность повышают...
Однако на новые запчасти и тем более кузовной ремонт владелец старой техники раскошеливаться не любит. Покраска кузова, например, может стоить дороже "Жигулей" 1990-1995 годов выпуска. Ведь расценки в авторемонте зависят не от рыночной цены машины, а от стоимости краски и нормо-часа маляра.
Поэтому небогатый автовладелец думает так: не отваливается от машины ничего на ходу, и слава богу. Одна беда, автомобиль по закону раз в год должен проходить государственный технический осмотр.
С тех пор как за отсутствие или просрочку талона ГТО инспекторы стали скручивать номера (до 2004 года можно было отделаться символическим штрафом в 50 рублей), в России начался натуральный "техосмотровый бум".
Пункты прохождения гостехосмотра (их в Петербурге 45) обросли очередями, так как инструментальный контроль, проверка исправности тормозов, рулевого управления и других механизмов - процесс небыстрый, но относительно недорогой. Официальная плата за официальное прохождение ГТО - менее 500 рублей, но шансов пройти его у автомобиля старше 7 лет немного.
Многие автовладельцы старых машин в задумчивости зачесали темя. На одной чаше весов - многотысячные расходы на покупку резины, замену "железа", покраску, и тогда даже поживший железный конь спокойно сдаст нормы ГТО. На другой - русское авось (поезжу и на "лысой" резине) и всего 2-2,5 тысячи рублей на покупку техосмотра в уполномоченном центре даже без предъявления транспортного средства. К сожалению для владельцев исправных машин и безопасности дорожного движения, обладатели вторсырья на колесах чаще выбирают второй путь и покупают заветный талон.
"Доброхотов" из ГАИ в этой сделке, кроме пробивки машины на угон, интересует только один обязательный момент - наличие полиса ОСАГО.
"Старикам" у нас везде почет
В Петербурге, напомним, функционирует 45 пунктов ГТО, и на каждом есть желающие подзаработать. Фиксированной таксы за услугу нет - везде свои расценки, сроки и условия. Средняя цифра - 2000-2500 рублей, и ваш талон будет заверен всеми необходимыми печатями и подписями. И ездите себе на здоровье целый год хоть без фар и выхлопной трубы: проверять техническое состояние автомобиля при наличии законной "ксивы" госавтоинспектор не имеет права.
Госстандарты тоже дают поблажки подержанным автомобилям. В ГОСТе Р52033, например, приведены "нормативные значения содержания загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха".
Но этот ГОСТ - не единый регламент, так как для автомобилей, произведенных до 1986 года, нормы выброса окиси углерода в два раза мягче, чем для машин 1996 года выпуска, и в 4,5 раза либеральнее нормативов для новых машин! Получается, что "десятилетки" и еще более старые машины имеют легальное право отравлять воздух в 2-4 раза интенсивнее, чем новая техника. Напомним, что "старушки" в Питере составляют более половины сводного городского автопарка.
В Петербурге, как и везде в России, техника идет на "заслуженный отдых" только тогда, когда "стукнул" двигатель или отвалился пол. Именно поэтому большую часть грузового и пассажирского автопарка составляют пенсионеры на колесах. Для их эксплуатации достаточно получить ежегодный талон технического осмотра, а его можно купить даже для транспортного средства без руля и колес.
ГТО - штука прибыльная
Вопрос о приватизации техосмотра всерьез заинтересовал частный бизнес, представители которого внесли в Государственную думу соответствующий законопроект. Интересы коммерсантов лоббирует депутат Сергей Зайцев, в бизнес-владениях которого находится свыше 500 автосервисов.Депутат считает, что частный талон ТО поставит крест на коррупции. Ой ли?
Корреспондент "НВ" опросил знакомых водителей: "Что нужно сделать, чтобы инспекторы не торговали талонами ГТО?" Почти все ответили: "Поднять официальную зарплату гаишника до 20-25 тысяч рублей, чтобы он думал не о наживе, о возможных последствиях сделки".
Уверен, что это не решит проблему, и дело даже не в бюджетных расходах. В штате УГИБДД Санкт-Петербурга - около 3 тысяч инспекторов. Ежемесячный довесок в 10 тысяч рублей каждому не разорит даже городской бюджет: ежегодные дополнительные расходы Смольного составят 360 миллионов рублей. Это в три раза меньше, чем стоимость самой простой транспортной развязки.
Но парадокс в том, что корыстолюбивый служитель жезла даже при высокой зарплате вряд ли откажется от "добавки"! Ведь сколько ни повышай жалованье вороватому милиционеру, он все равно будет собирать дань со старушек, торгующих у метро...
Как прикрыть талонную "лавку", пока не знают и высшие чины федеральной ГАИ. А жаль, так как смерть "службы быстрого техосмотра" значительно облегчит ситуацию на дорогах. Небогатые автовладельцы без шансов на официальное прохождение осмотра продали бы тогда свое старье и пересели на метро. В результате и пробок стало бы меньше, и на дорогах безопаснее. Но пока что это утопия.
Реальность же просто удручает. Машины, чадящие шлейфом из выхлопной трубы, с проваливающимся полом и стертыми тормозными колодками не только гробят экологию и заставляют брезгливо морщиться других участников движениях. Именно на "лохматках" чаще всего происходят "подставы" на дорогах, ставшие бичом и для законопослушных автолюбителей, и для страховых компаний.