Транспорт: два рубля и цена вопроса
Реформа наземного пассажирского автотранспорта в городе началась так же, как обычно начинается очередная реформа ЖКХ: с повышения тарифов. Дополнительные два рубля, изъятые из кошелька каждого статистического пассажира, конечно же, никого не оставили равнодушным. Люди ворчат и жалуются, и им в ответ говорят: вы получите улучшение обслуживания. Такое мы уже слышали в случаях с ЖКХ, резонно отвечают люди.
Но в этот раз, кажется, будет по-другому.
Начнем с того, что реформа наземного транспорта в отличие от всех наших реформ началась комплексно. Гремучая история с облагораживанием остановок в той или иной степени стала ее подготовкой. Вторым этапом "остановочной" реформы стало постановление городского правительства от 6 февраля 2006 года с перечнем первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в Петербурге на 2006 - 2008 гг. На первом месте в этом перечне стоит анализ размещения остановочных пунктов пассажирского наземного транспорта.
Необходимость перемещения многих остановок на новые места предполагает не только снижение числа ДТП с участием пешеходов, но и оптимизацию движения общественного автотранспорта.
Напомним, что предыдущим этапом реформы был конкурс, в результате которого право на обслуживание социальных маршрутов получили частные компании (ранее этим занимался только ГУП "Пассажиравтотранс"). Частники закупили сотни новых автобусов, которые уже с 1 февраля начали выходить на линии. Увеличение общего числа подвижного состава требует принятия многих организационных мер, в том числе - и перемещения остановок.
В последнем выпуске программы "Диалог с городом" губернатор Валентина Матвиенко сообщила, что с 1 февраля на три особо напряженных социальных маршрута вышли 15 первых автобусов. Не дожидаясь 1 апреля (ранее предполагалось, что частники выведут свои автобусы в этот день), на линию социальных перевозок еженедельно будут выходить порядка 80 новых автобусов. В первую очередь транспорт будет направлен на те маршруты, где его нехватка ощущается особенно сильно. Уже к марту пассажиры должны почувствовать позитивные изменения в работе общественного транспорта. Будет резко сокращено число маршрутов с интервалом движения более 20 минут. До конца года такие интервалы останутся только на 15 маршрутах, где меньше всего пассажиров. На 26 самых напряженных маршрутах интервал, как обещано, будет не более 10 минут, а на 20, где еще более напряженная ситуация, где максимальные пассажирские потоки, этот интервал, особенно в часы пик, составит менее 10 минут.
Важно, что новые автобусы, несмотря на коммерческое происхождение, должны будут обслуживать социальные маршруты, то есть на них будет распространяться действие карточек и всех предусмотренных льгот. Заинтересованность у частных компаний в социальных перевозках появилась в числе прочего благодаря недавнему повышению тарифов с 10 до 12 рублей. То есть фактически за эти два рубля пассажиры должны получить около 700 новых автобусов и качественно новый уровень обслуживания.
Многократно обманутые горожане не очень-то верят в светлое грядущее, однако в этот раз есть основания для надежды на лучшее. Дело в том, что под обещаниями транспортников подписалась сама Валентина Матвиенко.
- Я говорю об этом публично, - заявила она в "Диалоге с городом", - и тем самым я беру на себя ответственность, как губернатор, за те обещания, которые я даю жителям города.
- Я, наверное, не похожа на наивного человека и, конечно, никогда не сужу о ситуации только по докладам - письменным или устным - чиновников, - продолжила губернатор. - Вы, наверное, помните: на заседании правительства я обратилась к средствам массовой информации с просьбой передавать в Смольный все жалобы петербуржцев на работу транспорта по конкретным маршрутам. И я еще раз хочу обратиться ко всем нашим зрителям: пожалуйста, присылайте свою информацию в программу "Диалог с городом", мне ее передадут лично.
Так что ситуация с транспортом находится сегодня под личным контролем губернатора. Обещано, что периодически Валентина Матвиенко и члены правительства будут самостоятельно ездить по самым неблагополучным маршрутам. А отвечать за все сбои будет персонально председатель комитета по транспорту Александр Дацюк.
- Я поставила перед Александром Макаровичем Дацюком конкретный срок - 1 июня, - подчеркнула Валентина Матвиенко. - И он хорошо знает, что время планов и обещаний прошло, наступило время уже наконец конкретных результатов. Не будет результатов, не будет реальных улучшений в работе общественного транспорта - значит руководить комитетом будут другие люди.
До 1 июня, кстати говоря, осталось лишь три с половиной месяца.