ЛИХОРАДКА НА ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЕ
Если дуракам тесно на дороге, их надо разделить
Ясным днем при нормальном состоянии проезжей части на 61-м км автодороги "Москва - Дубна" 39-летняя москвичка на "Форде Мондео" выехала на полосу встречного движения и столкнулась с автомобилем "Ивеко" с прицепом. Водитель и 41-летний пассажир, также житель столицы, скончались на месте ДТП.
Причина каждого шестого дорожно-транспортного происшествия на дорогах области с тяжкими последствиями - выезд на полосу встречного движения. В прошлом году в Подмосковье по этой причине произошло почти 1,9 тысячи аварий, в которых погибли 667 человек. Еще более 3,3 тысячи водителей и пассажиров получили травмы различной степени тяжести. Некоторые такие, что до конца жизни оказались прикованными к инвалидным коляскам.
В Правилах дорожного движения четко оговорено, в каких случаях можно выезжать на встречную полосу. Дорожная разметка и знаки предупреждают, где этого делать нельзя. Но с упрямством, достойным лучшего применения, водители малолитражек и большегрузов, а летом - мотоциклов и прочих "мотиков" оставляют свои полосы и несутся навстречу другим автомеханизмам. Лоб в лоб. По законам физики, при таком столкновении скорость двигающихся навстречу "предметов" складывается, и не спасают никакие подушки безопасности.
Именно в авариях на встречной полосе, как правило, наиболее четко разделены виновные и невинно пострадавшие.
Когда читаешь сводки УГИБДД ГУВД МО, которые пестрят сообщениями именно об этих видах ДТП, то поневоле ловишь себя на пожелании тому, кто стал причиной смертей или увечья сторонних людей, тех, кому не повезло ехать навстречу нарушителю ПДД: если ты такой безмозглый, если ты искал острых ощущений, то разгонись и треснись на своем авто во что-нибудь железобетонное, убейся сам. А если останешься жив, то гордись своей крутизной...
Это лучше, чем гробить людей сторонних. Да, разумеется, и близких тебе - тех, кто сидит в салоне рядом с тобой.
Одна из январских будничных трагедий. Молодой мужчина, не разменявший тридцатник, на иномарке столкнулся на встречной полосе с большегрузом. Убил себя, убил жену. Малолетнюю дочку вытащили из сгоревшей машины - с тельца девчушки пламя слизало даже платье...
Мы писали на эту тему. Будем писать еще. Инспектора Госавтоинспекции будут словом и делом - штрафами и прочими санкциями - воспитывать водителей. Будут приниматься в этом направлении еще какие-то меры воспитательно-карательного характера. Этого все равно недостаточно. Перефразируя известное, водители -срез нашего общества, а его части, как известно, хоть кол на голове теши. Все равно будут все делать по-своему. Нарушать то есть! В данном случае - выезжать на полосы встречного движения, ставя под угрозу как свои, так и чужие жизни. Выход здесь один - разделить транспортные потоки.
Об этом говорил недавно в своем докладе при подведении деятельности областной Госавтоинспекции в 2005 году начальник УГИБДД ГУВД МО полковник милиции Сергей Сергеев.
В частности, он отметил, что за последние два года в вопросе установки заграждений между транспортными потоками "достигнут значительный прогресс", вместе с тем, потребность в них еще очень высока - не менее 100 км.
Наверное, именно из-за того, что в области все же идет процесс "разграждения", количество ДТП с выездом на встречную полосу все же немного снижается. Сам который год езжу по Ленинградскому шоссе и свидетельствую - после того, как на ряде его участков появились "заборы", аварий стало меньше. Тем не менее...
В упомянутом докладе Сергеева были приведены характерные примеры.
В 2004 г. на Горьковском шоссе были совершены с выездом на встречную полосу два ДТП с особо тяжкими последствиями - на 83-м и 38-м километрах. В 2005 г. на этих же участках произошли аналогичные аварии, в которых погибли еще шесть человек, тяжелые травмы получили 16 водителей и пассажиров.
А текущий год начался с лобового столкновения на 46-м км автодороги Куровское - Шатура - Дмитровский Погост: четыре человека погибли, двое искалечены.
Госавтоинспекция сама ограждения не ставит, она имеет право только обращаться к руководителям дорожных организаций, органов исполнительной власти с настоятельной просьбой активизировать их строительство. Эти ограждения жизненно необходимы на Горьковском, Минском, Киевском, Калужском, Дмитровском шоссе...
Было бы неправдой утверждение о том, что дорожные организации, обслуживающие автотрассы области, работают плохо. Все, что могут, они, наверное, делают. Но у них свои трудности -нехватка средств, техники, кадров.
А тем временем только за один день на коротком отрезке Ленинградского шоссе...
73-й километр. Около трех ночи. 37-летний житель Солнечногорского района на ВАЗ-21093 выехал на полосу встречного движения и столкнулся с "Рено", который буксировал автомобиль "Ивеко". Водитель "Жигулей" скончался на месте, 30-летний пассажир госпитализирован с тяжелейшими травмами.
76-й километр. Пять утра. 33-летний житель Иваново выехал на встречку на автомобиле "Мерседес-1735" и столкнулся поочередно со "Сканией" и МАЗом. Водитель-нарушитель ПДД погиб.
75-й километр. Восемь утра. 27-летний уроженец Азербайджана, управляя ЗИЛом, на встречной полосе сталкивается с другим ЗИЛом, затем таранит "Ниссан". Водитель иномарки, 51-летняя жительница Тверской области, скончалась до приезда "скорой помощи", пассажирка госпитализирована...
Если бы полосы движения были разделены, хоть бы штакетником из горбыля...
Если когда-нибудь на этом, да и на других участках, поставят разделительные ограждения, скорее всего, они будут старого образца. ГОСТам соответствующие, но, увы, сами стандарты были разработаны тогда, когда автомобили и скорости были другие.
Заместитель начальника отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД ГУВД МО подполковник милиции Михаил Солдатов рассказал об испытаниях современной демприфирующей системы, на которых присутствовал сотрудник областной Госавтоинспекции. В систему при скорости 70 км/час въехала "Волга". Весь ущерб - помятый бампер, движение самостоятельно двигаться сохранилось. Кто знает особенности изделий Горьковского автозавода, тот оценит...
В общем-то, такая вот система, благодаря энергопоглощающим картриджам, сохраняет жизнь водителям и пассажирам автомобилей до 2,2 тонны при лобовом ударе и скорости в 110 км/час.
Эту бы разработку инженерной мысли - да в массы. В качестве разделительного ограждения. Она же, помимо всего прочего, при боковом столкновении потерявшего управление автомобиля возвращает его на прежнюю траекторию.
Увы, дорого.
Но, наверное, не дороже человеческих жизней. О чем, кстати, говорится в федеральном законе о безопасности дорожного движения.
А потом, своей долговечностью такие заграждения в перспективе все же выгоднее тех, что ставятся сейчас.
Да ладно о перспективе. Сейчас бы спасти тех, кто завтра, послезавтра, на следующей неделе будет ехать по трассе полным сил и желания жить, а через секунду все поглотит тьма.