В поиске стрелочника
Уже много лет обсуждается вопрос: кто в ответе за плохих водителей?
На совещании в российском правительстве, посвященном федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", руководство МВД и ряд чиновников высокого ранга высказали предложения, которые при всей видимой логичности представляются весьма спорными.
Первый учитель
В очередной раз "наехали" на автошколы, которые, по мнению чиновников, несут ответственность за поведение водителей по крайней мере в течение первых двух-трех лет после получения "прав". Герман Греф так вообще предложил, чтобы страховые компании получили право регрессного иска к автошколам, чьи выпускники стали виновниками ДТП: после выплаты компенсации пострадавшим, страховщики обращаются с иском к автошколе. Все бы хорошо, если бы предложение не противоречило гражданскому законодательству: право регресса у страховщика есть лишь к причинителю вреда (к водителю), но не к третьим лицам (статья 1081 ГК РФ).
Первый замминистра внутренних дел Александр Чекалин со своей стороны пообещал, что уже в ближайшее время в ГИБДД перейдут к комиссионному принципу приема экзаменов, привлекая для оценки действий, умений и навыков кандидатов представителей страховщиков, специалистов транспортной отрасли и других. По мнению генерала, это позволит ужесточить прием экзамена, отсеяв недостаточно подготовленных новичков. Между тем и сегодня нельзя назвать экзамен легким испытанием: в среднем по стране с первого раза его сдают около половины кандидатов.
Поднять планку
Кроме того, по призыву президента, прозвучавшему на заседании президиума Госсовета в ноябре прошлого года, ГИБДД обещает еще поднять эту планку в ближайшее время. Поэтому цель экзаменационной комиссии - не в ужесточении экзамена, а в повышении объективности оценки: к коллективному мнению всегда больше доверия. С другой стороны, кто сможет гарантировать профессионализм членов комиссии? Мы уже не раз писали о том, что возлагать ответственность за поведение водителя только на автошколы и ГИБДД абсурдно. Будущий водитель учится три месяца, экзаменатор контактирует с ним 30 минут. Неужели за это время можно кардинально поменять мировоззрение человека? Кстати, в этой связи показателен еще один вопрос, затронутый на том же совещании правительства. При всей очевидной эффективности ремней безопасности (они повышают шанс выжить в аварии на 40-65%) пользуются ими лишь единицы. Возможно, повышение штрафов в какой-то степени изменит ситуацию, но важно, чтобы сами водители осознали ответственность перед собой и своими близкими!