БОМБИЛЫ-ПЕРЕХВАТЧИКИ
От их "предпринимательской" деятельности бюджет теряет миллиарды
Мораль частных извозчиков бесхитростна, как у ковбоев в голливудском фильме, спорящих за добычу: там, где аргументы бессильны, в ход идут кулаки. Будучи в час пик на центральной площади славного городка Бронницы, превратившегося за последние годы в спальный околоток Первопрестольной, стал я невольным свидетелем бузы: водители большого автобуса и маленькой частной "Газели" сошлись в кулачном поединке. Хорошо, что под рукой у обоих не оказалось монтировок. Подобные разборки можно наблюдать и в других наших городах и весях.
На рынке транспортных услуг негласные законы силы воцарились с того приснопамятного времени, когда на одних и тех же маршрутах появилось сразу по несколько юридических и теневых операторов. Результат - неразбериха и снижение безопасности пассажирских перевозок. Теперь мы имеем то, что имеем, - высокое число ДТП. Вот о чем свидетельствуют результаты проведенной в конце прошлого года федеральной оперативно-профилактической операции "Автобус":
"В ходе проверок установлено, что на ряде маршрутов в Балашихинском районе количество работающих автобусов превосходит разрешенное на 30 машин. Отсутствуют разрешения на работу по маршруту, схема маршрута не согласована с ГАИ, средства пожаротушения непригодные, в салоне перевозятся горючесмазочные материалы. 80 микроавтобусов марки "Газель", принадлежащие предпринимателям Дягилевой, Юрченко, Пакленкову, Козлову, Корнееву, Шаталову, Провореновой, работают незаконно".
В другом документе отмечено: "Официально, по данным администрации г. Воскресенска, было выдано разрешение на перевозки пассажиров 17 частным лицам на 119 автотранспортных средств. Фактически работают 208 микроавтобусов "Газель". Таким образом, свыше 100 машин курсируют по маршрутам нелегально. Заправка бензина, техническое обслуживание производятся водителями за свой счет. Режим работы водителей не соблюдается. Контрольно-кассовые аппараты не используются. Огнетушители - с просроченным сроком годности. В салонах имеются канистры с ГСМ".
То, что на наших дорогах стало больше пассажирского транспорта, радует. Но, к сожалению, и огорчает. Опять-таки сошлюсь на протоколы операции "Автобус", составленные по свежим следам контролирующими органами. В частности, в Раменском районе и городе Жуковском работают 87 микроавтобусов "Газель", принадлежащих фирмам "Транспорт-1", "Автодрайв", "Влада-Плюс", ПБОЮЛ в лице В. Загребаева, Н. Воробьева, В. Зеленова, Е. Зайцева и других. Читаем в документе проверяющих: "Половина предпринимателей не заботятся о безопасности перевозок пассажиров, формально подходят к предрейсовому техническому и медицинскому осмотру, весь подвижной состав находится в неудовлетворительном техническом состоянии...".
В Клинском районе три года назад занимались перевозками пассажиров три частные фирмы, эксплуатировавшие 17 единиц подвижного состава. Теперь к ним прибавились ПБОЮЛ в лице О. Курденкова, А. Супрякова, А. Водяного, В. Аирини, и общее число частных микроавтобусов достигло 60. "Как правило, - читаем заключение инспекторов проверяющих служб, - эти предприниматели, владеющие несколькими "Газелями", нанимают водителей с малым стажем работы. Автомобили технически обслуживаются самими водителями, что может привести к ЧП с тяжелыми последствиями".
Подобные вопиющие факты вскрыты в Каширском, Егорьевском, Люберецком, Ногинском, Щелковском, Химкинском и других районах.
- Частники, - посетовали работники пассажирского автотранспортного предприятия в Бронницах, - действуют под нашими номерами и логотипами. Поэтому откуда знать пассажирам, что на маршруте общественного транспорта незаконно курсируют "подпольные" микроавтобусы? Хозяева последних даже идут на хитрости: пытаются давить на нас понижением тарифов, то есть берут за проезд с каждого пассажира на рубль меньше, чем на общественном транспорте. Такой прием используется для того, чтобы выдавить нас с наших же законных маршрутов. Выдавить, а потом, конечно же, повысить тарифы на проезд. Что удивительно, работники ГИБДД, транспортной и налоговой инспекций составляют протоколы и акты по свежим следам проверок, но частники как ни в чем не бывало вновь выезжают на нашу линию. В местном суде уже скопилось несколько десятков официальных протоколов различных проверок, а реакции никакой!
Мне удалось ознакомиться с одним из совсем свежих документов - справкой командира роты СБ ГИБДД ГУВД Московской области о проведении профилактической операции "Технический контроль транспортных средств" в тех же Бронницах. Майор милиции за два дня выявил 17 нарушений, допущенных водителями, нанятыми ИП "Ращепкин" в Жуковском. Увы, такого рода предпринимательская деятельность уже не есть прецедент, а явление повсеместного характера на рынке транспортных услуг. Никто из работников контролирующих органов не осмелился обозначить деятельность хотя бы одной частной транспортной фирмы или предпринимателя в качестве эталона услуг для пассажиров. А об их наемной рабочей силе водители общественного транспорта вообще отозвались скептически, без всяких деликатных оговорок:
- Наш брат называет их бомбилами, потому что действуют они беспардонно, нагло, как перехватчики, оставляя нас с пустыми руками. И это на реестровых, то есть официально закрепленных за нами маршрутах!
Остается признать, что частный извоз в лице фирм и фирмочек, индивидуальных предпринимателей сегодня паразитирует на запятках общественного транспорта. От этого уже не отмахнуться, поскольку речь идет о процветающей махровым цветом теневой экономике. Что же на самом деле можно увидеть, если открыть глаза пошире? А то, что экономика частного извоза строится и выживает за счет законопослушного общественного транспорта, беспощадной эксплуатации промысловиков - гастарбайтеров, а также сокрытия подлинных доходов и ухода от налогов. Примеров тому сколько угодно!
В Каширском районе маршрутную сеть местного ПАТП дублируют восемь "Газелей" фирм "Факел" (руководитель Д. Смирнов). "Престиж" (руководитель С. Чистов), частное предприятие М. Чернова. Ежемесячно общественный транспорт теряет от их деятельности 720 тысяч рублей.
Покруче обстоит дело в Наро-Фоминском районе. Здесь официально работают 92 микроавтобуса, а неофициально - 150, принадлежащих 46 предпринимателям. У большинства из них отсутствуют всякие документы на перевозку пассажиров. Так вот, на собственных маршрутах местное ПАТП теряет каждый месяц 3 миллиона 240 тысяч рублей.
Еще интереснее в Жуковском. Там общественный транспорт обдирают как липку частные извозчики. Ежемесячно он на своих маршрутах теряет 7 миллионов 830 тысяч рублей!
Но и этот рекорд оказался недавно побит. В Воскресенске работают 210 "Газелей". Документов у многих водителей на перевозку пассажиров нет. В месяц они, как рыбы пираньи, обгладывают общественный транспорт на общую сумму 12, 6 миллиона рублей.
Попал ли хоть один рубль из всех этих денег в виде налога в областную казну?
Фронтальное наступление тихой сапой на рынке транспортных услуг частного извоза в обход всех существующих правил и положений создало парадоксальную ситуацию: в связи с захватом наиболее прибыльных маршрутов Егорьевск - Тимшино и Егорьевск - Шувое альтернативными частными перевозчиками руководители местной автоколонны N1796 вынуждены обращаться в высокие инстанции с предложением снять с расписания их автобусы. При этом ответственность за состояние перевозок в регионе полностью несет автоколонна, а частник зарабатывает прибыль за счет выпадающих доходов предприятия. "Считаем, - говорится в одном из таких обращений, - что каждый закрепленный маршрут должен обслуживать один перевозчик. В противном случае будут создаваться условия, когда формальный хозяин маршрута будет отвечать за все сбои в движении и получать проклятия от пассажиров, а альтернативный перевозчик - выполнять только экономически выгодные рейсы".
Так, собственно, и происходит на практике.
Представители контрольных органов (Госавтоинспекции, транспортной и налоговой инспекций) установили, что практически всеми частными перевозчиками беззастенчиво попираются постановление правительства РФ от 10 июня 2002 года N402 "Об утверждении положения о лицензировании пассажирских перевозок", приказ Министерства транспорта РФ N2 от 8 января 1997 года "О безопасности дорожного движения", распоряжение правительства РФ N133 от 2 февраля 1996 года "О реализации федерального закона о безопасности дорожного движения", постановление губернатора Московской области N132 от 18 мая 1998 года "Об упорядочении пассажирских перевозок", распоряжение правительства Московской области N205 от 3 июля 2002 года "Об утверждении положения Межведомственной комиссии".
Налицо недобросовестная конкуренция. В результате незаконной частной предпринимательской деятельности общественный транспорт теряет на собственных маршрутах каждый месяц около 40 миллионов рублей. Помножьте эту цифру на двенадцать месяцев, и вы получите почти кругленькую сумму размером в полмиллиарда рублей! Но это согласно лишь выборочным проверкам контрольных органов Московской области. А что если провести тотальную ревизию частных перевозок? Знатоки-специалисты утверждают, что абсолютная цифра потерь в транспортной сфере для бюджета Московской области может составить в несколько раз больше. Представляете, сколько больших автобусов, которых так явно не хватает для обновления нашего общественного транспорта, можно приобрести? Сотни машин ежегодно! А наши депутаты-бедолаги на всех уровнях власти тем временем латают тришкин кафтан при распределении бюджетов по принципу: отсюда отнять, туда прибавить. Часто бывает, что нечего отнимать и прибавлять, потому что в бюджете уже шаром покати.
Куда ведут ниточки экономической и финансовой вольготности в транспортной сфере? Чтобы понять это, необходимо разбирательство высоких инстанций. Ибо низшие как раз заинтересованы сохранить статус-кво на рынке транспортных услуг, где причудливым образом воцарились мнимый плюрализм различных форм собственности, либерализм и анархизм в одном флаконе. Иначе бы не плодились как грибы после дождя бесчисленные ИЧП, OOO, ПБОЮЛ, овладевшие незаурядным искусством обманывать государство.
У читателя может возникнуть вопрос: как выйти из этого заколдованного круга, если даже закон бессилен? Чтобы не ущемлять интересы частных перевозчиков, не охлаждать их предпринимательского порыва, надо "привязать" их к местным пассажирским автотранспортным предприятиям. Такой опыт есть, и он хорошо себя зарекомендовал. Без жесткого контроля над пассажирскими перевозками обходиться далее невозможно, допускать в этом деле какие-то альтернативы, мягко говоря, безответственно.