Перейти к основному содержанию

Главная      Битва за снег

Битва за снег

Корреспондент "МП" погнался за самосвалами, а попал на ССП

За зимний период московские ССП в среднем переплавляют более 20 миллионов кубометров снега.

На днях поутру я собирался перейти Дмитровское шоссе на перекрестке с Большой Академической и заметил два несущихся самосвала. Причем на повороте один пытался обогнать другой. Устраивать гонки на груженных снегом самосвалах - это чисто по-русски. Куда же они так спешили, какой приз ожидал их в конце "ралли"?

- Ясно куда, - разъяснил водитель "Жигуленка" , на котором я из профессионального интереса бросился в погоню за снегоуборочными лихачами. - На Лихоборскую снегоплавилку, быстрее место в очереди занять.

На повороте на Лихоборскую набережную выхожу из машины. Дальше проехать можно разве что на "КамАЗе" , да и то умеючи. Кроме того, дорогу преграждают три здоровенные лохматые псины, явно не желающие пускать чужака на свою территорию.

В рюкзаке, кроме фотокамеры, термос с горячим чаем и две холодные котлеты. Определяю вожака стаи. Он глотает на лету брошенную котлету и без лишнего тявканья пропускает к своим пенатам. Но, оказывается, до самой снегоплавилки еще топать и топать. Примерно через километр набитая самосвалами колея выводит к ССП (снегосплавной пункт) "Лихоборский". Как ни странно, никакой очереди нет. Пункт приема снега закрыт. Рабочие заменяют какой-то вышедший из строя агрегат. На мой вопрос, куда подевались самосвалы со снегом, только пожимают плечами.

В голове созрел коварный план журналистского расследования, связанного с экологическими нарушениями. Логика рассуждений проста: если они не разгрузились на ССП, значит, вывалили снежный груз в другом месте. Не иначе в Лихоборку, которая и без того загажена до невозможности.

А вот и пустые "КамАЗы". Едут не спеша навстречу, уже порожние. Достаю свой шпионский фотоаппарат и "срисовываю" их задние номера. Теперь остается только пройти по их следам, запечатлеть "место экологического преступления" , и специальный репортаж, можно считать, в кармане.

Но не тут-то было. Кривая дорожка приводит на специально оборудованную свалку снега. Хозяйка свалки пенсионерка Тамара Петровна, уяснив цель моего визита, проводит в свой жарко натопленный вагончик и предлагает чайку с дороги - видно, приняв за какого-нибудь проверяющего.

- Вчера на профилактику "плавилка" закрылась, - поясняет Тамара Петровна. - Временно весь снег с нашего Тимирязевского района везут сюда. Мое дело - записывать в журнал и отмечать водителям путевые листы, - и для большей убедительности показывает журнал учета.

- И что, теперь весь этот снег так и останется здесь до весны?

- Нет, как только Лихоборскую "плавилку" запустят, весь снег перевезут туда. Наша свалка считается временной, поскольку не имеет стока в городскую канализацию.

- Выходит, будете перекладывать прошлогодний снег с места на место?

- Получается так. А куда деваться?

Прикидываю, что сбой даже на одном ССП на сутки влетает городским коммунальщикам в копеечку. В это время на свалку заезжает очередной самосвал. Разгрузившись, шофер заходит в вагончик сделать отметку в маршрутном листе. Молодого водителя зовут Дмитрий. Он соглашается взять меня с собой в очередной рейс.

К этому времени улицы уже заполняются транспортом.

- Здесь как повезет, - рассказывает Дима о специфике работы. - По договору со своей строительной фирмой (название просит не называть) я должен за смену вывезти на снегоплавилку около 100 кубометров снега - это пять рейсов. Больше никак не получается. В очереди на разгрузку, особенно в снегопады, можно простоять три часа и более. Хвост из машин может растянуться на несколько километров. Тут-то и начинается между водилами "битва за урожай". Некоторые норовят протолкнуться без очереди, а в ночное время на безлюдных шоссе устраивают стритрейсинг. Особенно борзеют кавказцы. Хозяева платят им вдвое меньше, поэтому работать им приходится в два раза больше. Вот и лезут на "плавилки" внаглую. Перед Новым годом, когда Москву завалило снегом, на одной "плавилке" даже произошла драка с кавказцами-водителями.

- И каков был результат этой профессиональной разборки?

- Вроде договорились. Приехал - встань, как все, в очередь. Я другого понять не могу.

Ну, хорошо, открыли по всей Москве эти снегоплавильные пункты, чтобы грязный снег с реагентами сразу попадал в канализацию, а не в реки. Но для такого большого города их явно недостаточно. Вот и приходится сначала возить снег на временные сухие свалки, а потом - на ССП. Но даже если со временем городские власти откроют такие пункты в достаточном количестве, все равно очереди меньше не станут. Необходим какой-то централизованный диспетчерский пункт, контролирующий работу всех городских ССП. Диспетчеры давали бы водителям информацию, где посвободнее.

Приезжаешь на одну плавилку - там хвост в 300 машин, до утра стоять в очереди будешь, а где-то совсем никого нет. Сколько раз было, стоишь часа три, а потом у тебя перед носом ворота закрывают на профилактические работы, ведь вместе со снегом в плавилку попадает разный мусор: палки, пустые бутылки, пластиковые пакеты и т. д. Пока выход один - звонишь по сотовому своим мужикам и выясняешь, кто где разгружался и какая там очередь. Лично у меня только на одни звонки уходит рублей 800 в месяц.

Пока мы загружались на Электрозаводской улице, заметил еще один нюанс в работе коммунальных служб по уборке снега. Помню, в детстве мне нравилось наблюдать за снегоуборочными машинами. Они напоминали гигантского рака, неутомимо загребающего клешнями кучи снега и сбрасывающего его через хвост-транспортер в кузов самосвала. Работала машина довольно быстро. А теперь снег такими уже не убирают. Наверное, авто устарели. На смену им на улицы вышли погрузчики с большим ковшом. Снег в ковш лопатами кидают дворники-азиаты. Скуки ради засек время - полтора часа грузили. Вот тебе и XXI век! И вообще сложилось мнение, что кому-то из коммунальных чиновников выгоднее не пускать на городские улицы эффективную технику, которой можно быстро убирать улицы, а набрать целую армию неквалифицированных рабочих с юга...

Разгружаться поехали через Яузскую набережную на ССП "Черкизовский". Нам повезло. Очереди не было. Здесь я распрощался с Дмитрием и решил изучить технологический процесс снегоплавильного пункта.

- В системе "Мосводоканала" круглосуточно функционируют 29 ССП, - рассказал заместитель начальника производственно-эксплуатационного управления канализационных сетей по снегосплаву Олег Рамашкин. - Построены они были пять лет назад с целью улучшения экологической обстановки в городе. Наши ССП не имеют в мире аналогов, это чисто российское изобретение.

Процесс достаточно прост. Сначала комья снега и льда размалываются специальным дробильным механизмом, превращая его в снежную крошку, которая осыпается в плавильную камеру, где циркулирует теплая вода. Здесь снег растопляется и, пройдя механическую и биологическую очистку, направляется в коллекторы городской канализации. За зимний период московские ССП в среднем переплавляют более 20 миллионов кубометров снега, убранного с городских улиц. Вот, собственно, и все, что удалось выяснить корреспонденту "МП" , начав погоню за двумя самосвалами со снегом, на рассвете обычного московского дня.