Перейти к основному содержанию

Главная      Цена патриотизма В ТОННАХ

Цена патриотизма В ТОННАХ

Российские нефтяные компании сокращают поставки нефти на Украину. В результате уже весной, накануне парламентских выборов и посевной, в соседней стране может разразиться кризис на рынке нефтепродуктов.

По данным международного агентства Argus Media, поставки российской нефти на Украину в 2005 году оказались ниже, чем в 2004-м, на 28, 3%, сократившись до 14 млн. тонн. Как рассказал "Профилю" источник в "Нефтегазе Украины", Киев надеется, что в 2006-м экспорт черного золота из РФ сохранится хотя бы на уровне прошлого года. По крайней мере, по его словам, московские чиновники обещали, что будет именно так.

Но и эти надежды Киева могут оказаться напрасными: у российских нефтяников, контролирующих четыре из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов (см. таблицу), свои планы. Так, Херсонский ("Группа Альянс") и Одесский НПЗ ("ЛУКОЙЛ") не перерабатывают нефть со второй половины 2005 года: оба - на ремонте. Одесский завод остановлен до 2008 года, на Херсонском реконструкция может растянуться на два-три года. Есть вероятность, что в скором времени остановят еще один - Лисичанский НПЗ (ТНК-ВР).

Сегодня Украине остается уповать лишь на импорт нефтепродуктов, однако, по словам специалиста консалтинговой компании UPECO Виталия Давия, не исключено, что страны-экспортеры топлива (Белоруссия, Литва, Россия, Румыния), занятые обеспечением собственных нужд и более выгодными поставками на рынки Европы, не смогут покрыть нехватку топлива на Украине. А бывший глава "Нефтегаза Украины", ныне лидер Республиканской партии Юрий Бойко полагает, что уже весной Украина может столкнуться с дефицитом топлива, который приведет к подорожанию бензина до 5 гривен за литр (20 января литр Аи-95 стоил около 3, 8 гривны. Для сравнения: текущий курс - 5 гривен за доллар).

Утомленные властями

Украина самостоятельно добывает почти 4 млн. тонн нефти в год, а ежегодные потребности страны - 22 млн. тонн. Примерно 80% этого объема покрывается поставками из РФ: в основном нефть направляется на НПЗ, контролируемые российскими компаниями - "Татнефтью", ТНК-ВР, "ЛУКОЙЛом" и "Группой Альянс".

Зависимость Украины от поставок российских энергоносителей, равно как и необходимость ее снижения, - постоянные темы популистских выступлений и официального Киева, и украинской оппозиции. Но если оппозиция ограничивается лишь громкими заявлениями, то правительство периодически предпринимает шаги, которые заставляют российских нефтяников всерьез задумываться об экономической целесообразности бизнеса в "самостийной". Последний по времени этап показательной борьбы с российскими нефтяными компаниями, развязанной еще правительством Юлии Тимошенко, завершился на Украине осенью 2005 года. Украинские власти вводили госрегулирование цен на нефтепродукты, затем отменяли его, параллельно угрожали ТНК-ВР, "ЛУКОЙЛу" и "Татнефти" отобрать контролируемые ими НПЗ, создали благоприятные условия для импортеров нефтепродуктов, отменив импортные пошлины. В результате с осени 2005 года импортировать бензин в соседнюю страну стало выгоднее, чем производить его на Украине. Как сообщил "Профилю" эксперт Argus Media Александр Ершов, в декабре прошлого года тонна Аи-92 и Аи-95 на российско-украинской границе стоила на 10% меньше, чем на украинских НПЗ. Как говорит Виталий Давий, с рентабельностью переработки на украинских НПЗ и так возникают проблемы в периоды падения спроса на нефтепродукты (зимой и в середине лета), а в прошлом году ситуация была еще хуже. По его словам, например, Херсонский завод из соображений экономической нецелесообразности переработки вынужден был остановиться. Что касается крупнейших Лисичанского и Кременчугского НПЗ, то им удалось восстановить более или менее нормальную рентабельность только в декабре, после того как заводы повысили оптовые цены на 10-15%.

Как рассказала "Профилю" представитель "ТНК-ВР Украина" Ирина Ковальчук, компания все равно терпит убытки на Лисичанском НПЗ. По итогам прошлого года они составили около $20 млн., а в январе ожидаются на уровне $5 млн. В феврале в ТНК-ВР будет решаться вопрос, останавливать завод или нет. "Татнефть" с остановкой своего завода - Кременчугского - пока не торопится, НПЗ продолжит работать в этом году. "Татнефть" надеется: на Украине вскоре восстановят импортные пошлины на нефтепродукты, что повысит привлекательность работы на рынке нефтепродуктов этой страны.

Отрасль без присмотра

Восстановление импортных пошлин на Украине российские нефтяники лоббируют с прошлого года. Но это явно непростая задача. С конца 2005-го украинские власти перестали заниматься проблемами нефтяной отрасли. Правительство погрязло в борьбе с оппозицией в преддверии парламентских выборов, намеченных на конец марта, и основная тема в этой войне - газовая политика кабинета министров. В результате законопроект, предусматривающий введение импортных пошлин на нефтепродукты, завис в Верховной раде. Киев забросил даже отстаивание своих имущественных интересов в нефтяной отрасли. Так, забыта идея создания государственной вертикально интегрированной компании на базе "Укрнефти". Кроме того, никто не требует от "Нефтегаза Украины" передать государству 43% акций Кременчугского завода, хотя суд еще в конце прошлого года постановил, что компания должна вернуть этот пакет. По словам источника "Профиля" в "Нефтегазе Украины", никто не пытается заставить офшоры, аффилированные с "Татнефтью", вернуть государству 18% акций этого НПЗ, несмотря на то, что в прошлом году суд первой инстанции обязал компании это сделать, а апелляций на его решение пока не было. Не снята и угроза полной остановки нефтеперерабатывающих заводов на Украине. Правительство до сих пор не приняло решения о смягчении технических требований к топливу, поступающему на внутренний рынок. Например, с нынешнего года содержание серы в дизельном топливе должно быть не более 0, 2%, в случае же несоблюдения этой нормы компании должны платить штраф в размере 10% от выручки, полученной от реализации партии "некондиционного" топлива. По словам Виталия Давия, нефтяникам, естественно, невыгодно платить штрафы, а вырабатывать топливо такого высокого качества НПЗ не могут.

Скорее всего, украинский рынок ждет существенное повышение цен, причем в ближайшее время. По словам Александра Ершова, на российском рынке цена на нефть с поставкой в феврале выросла на 26, 7%, до 7500 рублей за тонну. А экспортная пошлина в России с февраля снизится на 10, 5%, что повышает привлекательность экспорта в направлении Европы - на более дорогие, чем украинский, рынки. Все это приведет к росту цен на нефть на Украине, а соответственно, и к росту цен на нефтепродукты. Этому будет способствовать и тот факт, что Казахстан и Литва, которые поставляют значительную часть нефтепродуктов на Украину, не смогут нарастить объемы поставок: Астана с конца прошлого года ввела запрет на экспорт топлива, а свободные объемы у Литвы, снабжающей бензином всю Прибалтику, ограниченны.

Видимо, Киев начнет заниматься топливным рынком только тогда, когда столкнется с ростом цен и когда закрыть глаза на существование проблем уже не получится. Топливный кризис наверняка будет поставлен оппозицией в вину украинским властям, что может привести к потере правительством политических очков. Впрочем, российским нефтяникам тоже придется непросто: вряд ли они смогут быстро добиться желаемого. По крайней мере, договоренности, которые могут быть достигнуты накануне мартовских выборов в парламент, вряд ли окажутся долговечными.

***

По данным Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения (НИЦБДД) Украины, автомобильный парк страны, увеличивающийся каждый год на 8%, состоит сейчас из 7 млн. автомобилей. Из них 6 млн. - легковые, причем 3, 5 млн. из них машины советского производства, средний возраст которых более 18 лет. Средний возраст всего легкового парка - около 13 лет. На каждую тысячу украинцев приходится примерно 130 автомобилей (в России этот показатель - 167, в Восточной Европе - 323, в Западной Европе - более 500, в США - 745).