ЗНАКОВЫЙ ВОПРОС
Предполагается, что новые ГОСТы для дорожных знаков принесут много радости водителям. Об автомобильной пробке теперь их будет предупреждать специальный знак "Затор". О том, что чуть дальше поджидает "кочка-полицейский", намекнет знак "Искусственная неровность". Об опасной неровности они узнают по нарисованной внутри синего треугольника машинке с летящей из-под колес щебенкой.
Но, как заверили "Неделю области" в областном дорожном комитете, все это далеко не самое главное в обновленных стандартах (если кто-то вдруг еще не в курсе, с 1 января у нас появились 24 новых знака и 18 разновидностей уже существующих знаков). В действительности суть ноу-хау в том, что изменились требования к техническим средствам организации движения.
До последнего времени при изготовлении дорожных знаков у нас использовалась так называемая "инженерная" пленка, теперь будет - "алмазная". Отличаются инженерная и алмазная коэффициентом световозвращения. Если первая гарантирует, что при включенном дальнем свете человек за рулем заметит приближающийся знак за полкилометра, то вторая - за километр (соответственно с разного расстояния водитель увидит, что изображено в круге или треугольнике с цветной каемочкой).
Никому не надо объяснять - какой из двух типов световозвращающей пленки обеспечивает большую безопасность участникам дорожного движения. Вопрос в другом - в ценах на алмазную пленку. Как сообщили нашей газете в областном дорожном комитете, изготовленный по старому "рецепту" знак в среднем обходился им в 800-900 рублей, по новой "рецептуре" - приблизительно 1,5 тыс. рублей (это касается круглых и треугольных знаков, имеющих стандартные размеры).
Гораздо все сложнее с сервисными знаками, стоимость которых рассчитывается исходя из квадратного метра (как и линолеум). По информации начальника отдела инженерного обеспечения и безопасности дорожного движения комитета Виктора Никитина, метр инженерной пленки продается специализированными организациями по 4 тыс. рублей. Метр алмазной - опять же вдвое дороже.
В текущем году областной комитет дорожного хозяйства планирует заменить порядка 5 тыс. знаков на подведомственных ему дорогах (главным образом на трассах Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград, Тамбов-Ртищево-Саратов и Энгельс-Ершов-Озинки). По оценке Виктора Никитина, это удовольствие обойдется минимум в 7,5 млн рублей. Что достаточно накладно.
В аналогичной структуре Саратова (городской комитет дорожного хозяйства) "Неделе области" привели другой пример: по разработанному проекту на новое обустройство одного из перекрестков им необходимо выложить 51 тыс. рублей. И это только на то, чтобы поставить 8 знаков, изготовленных по новым ГОСТам. Как недвусмысленно дал понять заместитель председателя комитета Владимир Мисевичюс, муниципальному бюджету это не по зубам.
Наверное, в рамках МСУ "знаковая проблема" стоит острее, чем в рамках области. Возможности местных бюджетов, мягко выражаясь, скромные. Между тем новшество в большей мере касается городских дорог, находящихся в зоне ответственности муниципальных властей. Основная масса новых знаков будет устанавливаться в городе.
Дело еще в том, что изменения коснулись и светофоров - ламповые должны быть заменены на светодиодные, более яркие. По словам Владимира Мисевичюса, возможно, диодные более простые в обслуживании, экономичные (меньше расходуют электричество - такое дорогое в наши времена). Но их установка обойдется городу в полмиллиона рублей за штуку. Чтобы в Саратове заменить старые светофорные объекты на новые, соответствующие требованиям ГОСТов, нужно выложить почти 70 млн рублей.
И в областном, и в городском комитетах облегченно вздыхают по поводу того, что федеральные власти не настаивают на немедленной замене технических средств организации дорожного движения. Делаться эта работа будет постепенно, исходя из наших возможностей и потребностей. Следует отметить - небольшой "задел" у нас уже есть. В частности, в Саратове, на отдельных улицах (на Московской и проспекте Кирова), еще до утверждения новых технических требований были установлены светофоры XXI века.
Понятно, возможности во многом определят потребности. Знак "Затор" - кто из саратовцев не знает, где, когда и какой длиной образуются "очереди" на дорогах? Информация подобного рода будет ценной только для приезжих. Больше ни для кого. Или взять знак "Искусственная неровность". В Саратове "лежачих полицейских" не встретишь ни одного (в Балаково и Балашове -да). А что касается знака с изображенной человеческой головой над волной (называется "Бассейн или пляж") - в его необходимости вообще имеются серьезные сомнения.
Так что автолюбителям, скорее всего, не грозит перспектива запутаться в лесу дорожных знаков. По крайней мере, до летнего сезона новые знаки у нас не появятся (и Виктор Никитин, и его коллега из дорожного комитета Саратова пообещали "Неделе области", что случится это, самое раннее, к концу весны). Да и, собственно, по мнению специалистов, ничего концептуально нового в новых знаках нет. Тысяча извинений за тавтологию.
Со временем все старые знаки на главных дорогах будут заменены, какими бы ни были скудными бюджетные возможности. Поскольку в одном Саратове свыше 5 тыс. знаков, а в целом по области поболее 70 тысяч (с учетом других муниципалитетов и территориальных дорог), надеяться на полное решение проблемы не стоит.
В связи со всеми планами по переходу на алмазную пленку и прочим хотелось обсудить еще одну немаловажную тему -вандализм на дорогах. Ни для кого не секрет, что светофоры и знаки у нас любят использовать в качестве мишеней для пальбы из огнестрельного оружия (еще в них бросают камни). Кроме того, "добры молодцы" загибают углы у знаков. Используют их и в мирных целях -приспосабливают под совки для лопат, предварительно сняв со столбов (отчего, конечно, дорожникам не легче).
Ежегодно на территориальных дорогах областному дорожному комитету по причине намеренной порчи приходится менять до 3 тыс. знаков. У городского комитета бывают тяжелые дни, когда вандалы выводят из строя по три светофора. И дорожники, кажется, совершенно не представляют, что с этой бедой делать. А в свете дороговизны новых технологий она еще более усугубится.