ЛУЧШИЕ ВОДИТЕЛИ - БЕЗ ОЧКОВ
СОСЕДИ
В разгар новогодних праздников в моем почтовом ящике оказался конверт с неожиданным посланием.
Министерство сообщений и дирекция безопасности дорожного движения выразили вашему корреспонденту благодарность за вождение автомобиля в течение последних полутора лет без штрафных очков.
В Латвии с июля прошлого года проводится эксперимент - за нарушение правил дорожного движения виновным начисляются штрафные очки. Эксперимент, надо сказать, не очень оригинальный: при советской власти в Латвии, как и по всему Союзу, подобная система существовала испокон веков. Потом, после развала СССР, во многих бывших республиках, в том числе в России, ее "демократически" отменили.
На каждого водителя службой безопасности дорожного движения заведено специальное досье, куда занесены данные его водительского удостоверения, паспорта автомашины, сведения о прохождении техосмотра. Это же досье является копилкой штрафных очков. Допустимый потолок - шестнадцать очков. (Вот здесь, если мне не изменяет память, суть латвийской новации: в прежние времена пределом для штрафника были только 15 очков.) После набора роковой нормы документы на право управления транспортным средством аннулируются. Необходимо заново сдать все экзамены.
Очки начисляются не за все нарушения, а за наиболее серьезные, угрожающие безопасности движения на улицах и магистралях, - за превышение разрешенной скорости, езду без прав, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и т. д.
По данным дирекции безопасности, проводимый эксперимент приносит положительные результаты. За одиннадцать месяцев 2005 года по сравнению с 2004-м снизилось число жертв на дорогах. Сократилось количество серьезных нарушений, облагающихся штрафными очками.
Любопытна статистика штрафников. Примерно половина получили за полтора года лишь по два-три очка. Значительно чаще лишаются документов молодые водители. Больше всего шоферов наказано за управление автомобилем без прав и в состоянии опьянения. Четверть всех нарушений связана с превышением скорости и несоблюдением дистанции, двадцать процентов - с неудовлетворительным техническим состоянием транспортного средства, еще двадцать - с нарушением различных требований правил дорожного движения, например ездой без использования ремней безопасности.
В чем эксперимент действительно отдает новизной, так это в новогодних письмах, которые получили все водители. Сегодня в республике, если судить по числу выданных водительских удостоверений, за рулем сидят семьсот тысяч человек. И к каждому из них министерство и дирекция безопасности движения обратились лично.
В этом послании не только сообщается о набранных конкретным адресатом штрафных очках. Не только даются рекомендации на будущее. Шоферам с небольшим количеством очков советуют впредь ездить внимательнее, солидных же штрафников призывают задуматься над своим стилем езды, ведь они представляют опасность для других участников дорожного движения. Тем, у кого истек или вот-вот истечет срок действия прав, напоминают о необходимости их обменять.
Но кроме этого послание латвийским водителям содержит разнообразную полезную и поучительную для каждого водителя информацию, в частности последние изменения в законодательстве республики, ужесточающие наказания за езду без прав и подшофе вплоть до тюремного заключения на пятнадцать суток.
Однако каждый из нас эту важную информацию отнюдь не праздничной тональности воспринял с пониманием.
Рига