Алексей Верещагин: Социальные программы должны начинаться с дорог
В последние дни уходящего года на предприятиях любых отраслей принято подводить итоги. Среди всего многообразия форм и видов деятельности хозяйствующих субъектов есть одно направление, от которого зависит жизнь каждого из нас, чем бы мы ни занимались, - это дорожное строительство.
О том, с какими результатами архангельские дорожники завершают 2005 год, о проблемах отрасли и о том, что нас ждет в следующем году, мы беседуем с начальником управления "Архангельскавтодор" Алексеем Верещагиным.
- Алексей Федорович, чем запомнился вам и вашим коллегам 2005 год, что удалось сделать и что вы считаете главными достижениями года?
- Для дорожной сети Архангельской области уходящий год, к сожалению, не отличался в лучшую сторону от предыдущих. Недостаточное финансирование стало причиной того, что мы смогли сдать в эксплуатацию только двенадцать километров новых дорог. Для того чтобы понять, много это или мало, нужно вспомнить государственную программу "Дороги Нечерноземья" - в те годы в Архангельской области в год вводили более трехсот километров новых дорог.
По-прежнему в этом году основной объем нашего бюджета - 550 миллионов рублей из 800 миллионов - был израсходован на содержание дорог. Благодаря этому в уходящем году не было зафиксировано случаев остановки движения по причинам, связанным с дорожными условиями, - наши дорожные организации полностью справлялись с поставленными задачами.
Однако нас не может не беспокоить тот факт, что в уходящем году очень мало средств было затрачено на капитальный ремонт. Всего на эти цели было отпущено 60 миллионов при потребности 450 миллионов рублей. Безусловно, эта цифра ничтожно мала, ведь капитальный ремонт требуется проводить в наших условиях как минимум каждые семь лет.
Среди важнейших объектов, введенных в этом году, можно назвать путепровод на станции Ядриха, построенный за счет средств федерального бюджета и практически полностью обеспечивший безопасность на этом важнейшем участке, связывающем Архангельскую область с центральными регионами России.
По программе соединения районных центров с областным мы смогли построить еще 6,3 километра автомобильной дороги на Яренск. Таким образом, на данном направлении осталось пройти еще около сорока километров, и эти работы, безусловно, будут продолжены, в том числе и с помощью крупного регионального инвестора - компании "Илим Палп". Закончен и еще один очень важный для нас объект - мостовой переход Падома в Устьянском районе.
Естественно, что в условиях недостаточного финансирования дорожной отрасли каждый из введенных в строй новых объектов - это большая победа.
- Не так давно президент России обратил внимание общественности на проблему безопасности дорожного движения. Очевидно, что во многом ситуация с аварийностью на дорогах зависит от тех, кто их строит и занимается обслуживанием. Что, на ваш взгляд, способно кардинально изменить ситуацию?
- Проблема безопасности на дорогах не зря поднята президентом. По самым скромным подсчетам, каждый год на российских дорогах гибнут более 35000 человек. На самом деле цифра может быть значительно больше - если добавить к этому количество случаев, когда люди не смогли получить экстренную медицинскую помощь, не дождались пожарных или оперативного прибытия наряда милиции. В наших условиях зачастую этому препятствует бездорожье, а также пренебрежительное отношение пользователей автодорог к существующим магистралям.
Пожалуй, многие из нас сталкивались с фактами, когда на федеральную трассу откуда-то вылезает трактор с тележкой, разбрызгивая навоз и создавая помеху и угрозу для остальных участников движения. Еще один яркий пример - ситуация с мезенским зимником, о которой ваша газета недавно рассказывала. В этом случае в погоне за сиюминутной наживой отчаянные предприниматели практически вывели дорогу из строя. К сожалению, подобные инциденты в нашей жизни отнюдь не редкость, и каждый из них, естественно, наносит ущерб не только дорожникам, но и всему областному бюджету.
Сегодня бюджет дорожной отрасли настолько ограничен, что средств хватает только на минимальное содержание дороги. Для того, чтобы обеспечить безопасность движения, мы должны выполнять мероприятия в комплексе - вырубать кусты, делать водоотводы, ликвидировать выбоины. Поэтому любые внеплановые устранения критических ситуаций не дают нам возможности направлять средства на новое строительство и капитальный ремонт.
На проблему капитального ремонта хотелось бы особенно обратить внимание. Основная трасса, из-за которой нам приходится выслушивать нарекания, - это федеральная дорога Москва -Архангельск. В настоящий момент 480 километров из 534, проходящих по нашей области, относятся к категории "недоремонтированных". Нужно учитывать и то, что в восьмидесятые годы трасса строилась с расчетом на значительно меньшие нагрузки и иную интенсивность движения.
Тем не менее мы можем заявить абсолютно уверенно, основываясь на объективных данных инструментального контроля, что капитально отремонтированные участки на северодвинской и Вологодской дорогах не имеют ни одного нарекания от пользователей. Беда в другом - таких участков очень мало.
Поэтому все наши надежды на кардинальное улучшение ситуации на дорогах связаны с принятием правительством Российской Федерации Концепции реформирования дорожной отрасли. Предполагается, что должны быть вновь созданы дорожные фонды, главная цель которых - целевое финансирование дорожного строительства. Проект этого закона внесен в Думу, и если это произойдет, то бюджет 2007 года будет формироваться уже по другим критериям и признакам. Только в этом случае мы сможем говорить о том, что ситуация на дорогах изменится.
- Жителей областного центра и особенно гостей Архангельска не может не тревожить состояние дорог города, претендующего на статус столицы Севера. Можно ли изменить ситуацию к лучшему и с чего в этом случае нужно начинать?
- Самая большая проблема Архангельска, на мой взгляд, состоит в том, что у города нет четко проработанного генерального плана развития, не проведен анализ транспортных потоков. В результате уже сейчас мы получили "пробки" в часы пик на нескольких самых оживленных магистралях.
Еще одна серьезная для Архангельска проблема - огромное количество грязи на городских улицах. В первую очередь это происходит из-за отсутствия ливневой канализации, укрепленных обочин и тротуаров и нарушения правил производства строительных работ. В результате грязь с обочин и стройплощадок переносится на дороги, и городские улицы и транспорт выглядят крайне непривлекательно.
Отдельный вопрос - соблюдение строителями градостроительных норм и правил при проведении благоустройства внутридомовых территорий. В результате "экономии" проезды часто приходят в негодность, а сквозь асфальтобетонное покрытие порой пробиваются не только пни, но и трава:
Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо в принципе изменить подход к строительству городских дорог. Вероятно, что в 2006 году "Архангельскавтодору" губернатором будет поручена функция единого заказчика по строительству и эксплуатации дорог областного центра. Мы считаем, что нашей первоочередной задачей станет тщательная проработка проектов и последующий контроль за соблюдением подрядчиками технических норм и правил.
- Какие объекты будут приоритетными для архангельских дорожников в 2006 году?
- В числе важнейших строек как для нашей области, так и для всей России, можно назвать завершение строительства Северного транспортного коридора. Для того чтобы обеспечить бесперебойное движение автотранспорта, нам осталось построить одиннадцатикилометровый участок Каргополь - Вытегра на границе Вологодской области.
Будут продолжены и работы по соединению удаленных населенных пунктов и организации круглогодичного сообщения - это и упоминавшаяся уже автодорога Котлас - Яренск, и дорога Карпогоры - Нюхча в Пинежском районе.
Очень бы хотелось продолжить работы по строительству крайне необходимых для нашей области дорог на Онегу и Мезень, но здесь все будет зависеть от государственного финансирования, и мы готовы отстаивать эти позиции в федеральном бюджете.
Безусловно, все вышеперечисленные объекты необходимы жителям Архангельской области. Дороги в прямом смысле помогают наполнять бюджет. Где есть дорога - есть производство, а значит, есть жизнь. При этом строительство дорог пока не рассматривается как социальный проект.
В этой связи показателен областной бюджет на следующий год: депутаты в пять раз (!) увеличили количество ассигнований на социальные программы, а расходы на дорожное строительство остались прежними. На самом же деле при нынешнем уровне ежегодного прироста количества транспортных средств любые средства на строительство и реконструкцию дорожной сети не будут казаться чрезмерными.
Поэтому все мы должны понять главное - развитие любого населенного пункта сегодня определяется наличием устойчивого транспортного сообщения, и развитие практически любого социально значимого проекта должно начинаться именно со строительства дорог.