По бездорожью и разгильдяйству
На заседании правительства 15 декабря была в целом одобрена федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения" , рассчитанная на 2006-2012 годы. На ее доработку первый вице-премьер Дмитрий Медведев, который впервые провел заседание вместо отсутствовавшего премьер-министра Михаила Фрадкова, выделил две недели с тем, чтобы уже в следующем году она могла начать реализовываться. Так что, по всей вероятности, в самом скором времени всю автомобильную братию России ждет ряд новшеств.
Так, МВД предлагает повысить ответственность автошкол за уровень подготовки водителей. Вероятно, экзамены на получение водительского удостоверения вскоре будет принимать специальная комиссия, а не одни представители ГИБДД. Возможна и отмена экстерната при получении прав. Вице-премьер Александр Жуков считает необходимым ужесточить наказание для водителей, не пристегивающихся ремнями безопасности. Скорее всего, госавтоинспекция вернется к действовавшей несколько лет назад балльной системе учета правонарушений, при которой набравший критическое количество баллов водитель лишался прав. Не исключен переход на двухуровневую подготовку водителей: в соответствии с ней на начинающего автомобилиста будет наложен ряд ограничений.
Как стало известно "В" , в основу рассмотренного на заседании правительства проекта федеральной целевой программы (ФЦП) лег документ, разработанный некоторое время назад в Центре стратегических разработок, так называемом мозговом центре Грефа. Благодаря клубу региональной журналистики "Из первых уст" , действующему при поддержке общественной организации "Открытая Россия" , корреспонденту "В" удалось пообщаться в Москве с одним из разработчиков этой программы - директором фонда "Центр стратегических разработок" по развитию Олегом Фомичевым. Он рассказал о некоторых моментах, оставшихся за кадром:
- Когда появился "социальный заказ" , выяснилось, что системных подходов в этой сфере нет. Отсутствует и достаточный экспертный потенциал. Тем не менее за год рабочая группа Центра стратегических разработок по совершенствованию политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения добилась некоторых результатов, сравнив наши реалии с практикой, принятой в других странах. В основном наши предложения, претерпев некоторую корректировку, вошли в проект федеральной целевой программы. Например, мы предполагали, что в случае успешной реализации программы число погибших в ДТП снизится к 2012 году по сравнению с 2004-м в два раза, а в тексте проекта ФЦП говорится "в 1, 5 раза". Программа должна реализовываться в трех направлениях: организация дорожного движения и дорожное строительство, деятельность на месте происшествия, обеспечение законопослушности граждан. Тем самым мы сможем приблизиться к решению главных проблем, среди которых - слабая подготовка водителей, отсутствие неотвратимости наказания, морально устаревшее оборудование технического контроля.
- В последнее время в любых попытках власти увеличить безопасность дорожного движения дальневосточники усматривают, и небезосновательно, очередные планы репрессировать правый руль:
- Этот вопрос в Центре стратегических разработок даже не обсуждался. Действительно, представители ГИБДД поднимали эту тему, но сами же признавались, что никакой адекватной статистики, свидетельствующей о повышенной опасности праворульных автомобилей, просто нет. Именно поэтому ДОБДД МВД России запланировано несколько специальных исследований на 2006-2007 годы. Так что до 2008 года Приморский край может не беспокоиться.
Итак, правый руль в проходящей последнюю шлифовку федеральной целевой программе не фигурирует. Показательно, что эксперты Центра стратегических разработок этот вопрос вообще не рассматривали: все понимают, что спор здесь лежит больше в сфере экономики, нежели безопасности, что бы ни говорил начальник ДОБДД Виктор Кирьянов. Но не менее показательно, что тот же Олег Фомичев добавил:
- Если речь идет о моем личном мнении, то не дело в одной стране допускать движение как леворульных, так и праворульных автомобилей. Ни в одном государстве такого нет!
Дальневосточников, хоть раз бывавших в соседних странах, не надо убеждать в абсурдности этого утверждения. К примеру, на обоих рулях успешно ездят в таких разных странах, как та же Япония и Северная Корея. Слова Фомичева интересны в другом смысле: они показывают уровень информированности тех, кто в течение всего года активно "наезжал" на правый руль, - от МВД до Минпромэнерго (пусть даже сам Олег Фомичев к ним и не относится). Антиправорульная пропаганда не подкреплена никаким достоверным фактическим материалом - не считать же таковым, в самом деле, судебный процесс по делу Олега Щербинского, участвовавшего в аварии, в которой погиб Михаил Евдокимов. Более того, еще недавно на сайте gibdd. ru любой желающий мог ознакомиться с милицейской статистикой, из которой следовало, что Дальневосточный федеральный округ, передвигающийся сплошь на праворульных авто, занимает одно из последних мест в стране по количеству летальных исходов на тысячу учетных ДТП. Однако вот уже несколько месяцев этот сайт почему-то не работает (на что, кстати, обратил внимание Виктора Кирьянова в недавней программе Владимира Познера "Времена" лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков).
Впрочем, государства, где правый руль запрещен, действительно существуют. Например, Туркменистан.