VIРы на дорогах
Умеют ли высокопоставленные петербуржцы ездить на машинах и какие марки предпочитают
Служебные автомобили - вещь удобная и вызывает зависть у тех, кому ими пользоваться не доводится. Уж сколько нареканий и упреков было высказано чиновникам, которые то обновляют автопарки служебного транспорта, то покупают себе "навороченные" лимузины и "катаются с личными водителями"... Умеют ли чиновники и депутаты сами крутить баранку, решила разузнать корреспондент интернет-газеты "Тормози!". И оказалось, что не только умеют, но и практикуют время от времени, несмотря на наличие служебных "Мерседесов", "Вольво" и "Ниссанов".
Любит гонять, правда, не на городских улицах, а там, где это безопасно, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Права нынешний губернатор получила, когда ей было 24 года, а первая машина у Валентины Матвиенко появилась, можно сказать, случайно - новенькую зеленую "копейку" муж выиграл в "Спортлото". "Все считали это невероятным везением, но, видимо, это была судьба. Я поняла, что управлять автомобилем - это огромное удовольствие, и стала заядлым автомобилистом", - рассказала губернатор. Время на вождение Валентине Матвиенко удавалось находить во времена работы послом на Мальте. Сложностей не возникло даже с тем, что на острове, на английский манер, организовано левостороннее движение. "Я очень быстро привыкла", - заверила губернатор. В последнее время за руль Валентина Матвиенко садится крайне редко - времени просто не хватает.
Специалистом по "заговариванию зубов" сотрудникам ГИБДД проявил себя вице-губернатор, руководитель администрации губернатора Виктор Лобко, который почти 40 лет водит автомобиль. Однажды, выехав на природу с тогда еще маленькими сыновьями, Виктор Лобко разогнался на проселочной дороге и не заметил ни таблички, обозначающей начало населенного пункта, ни спрятавшегося в кустах гаишника с радаром. Тут Лобко и попался. Сурово отчитав нынешнего вице-губернатора за нарушение скоростного режима в населенном пункте и напомнив, что, так гоняя, можно попасть в ДТП, сбить и даже убить человека, гаишник потребовал уплатить штраф. Но штраф Лобко платить не хотел, да и, по его словам, было нечем. Но как ни оправдывался горе-водитель, сотрудник ГИБДД был непреклонен. Тогда Виктор Лобко буквально атаковал сотрудника инспекции безопасности дорожного движения: "Вы что, еще одно ДТП хотите? Вы что, думаете, после того, как вы меня оштрафуете, у меня настроение улучшится? Бдительность повысится? Я поеду дальше расстроенным, а в экстремальной ситуации не смогу сконцентрироваться. Попаду в ДТП с летальным исходом. И эта смерть будет на вашей совести!" - напал Лобко на гаишника. Последний от такого напора растерялся и со словами: "Возьмите и уезжайте" - вернул документы водителю.
А первый автомобиль у Виктора Лобко появился в 1980 году с разрешения первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Романова. Правда, разрешение- получить было гораздо проще, чем купить автомобиль: одиннадцатая модель "Жигулей" стоила 7300 рублей, а свободных средств тогда у первого секретаря Кронштадтского райкома КПСС было всего 1700, и больше 6,5 тысячи рублей пришлось занимать у друзей и знакомых. На их отдачу потребовалось 3 года. Сейчас Виктор Лобко выезжает на собственном автомобиле - 626-й (почти 10-летней) "Мазде" только по выходным, но делает это с огромным удовольствием.
С "копейки" свою автомобильную жизнь в 1990 году начал и финансовый вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский. А самой дорогой машиной для Осеевского по его подсчетам оказалась "Вольво", потому как была угнана, пока вице-губернатор сидел в кресле стоматолога и ставил пломбу. "Больше всего меня поразил первый вопрос, заданный мне инспектором, - вспоминает о происшествии Осеевский, - он спросил меня, куда машина стояла мордой..." Сейчас у Михаила Осеевского другой автомобиль, "Сааб", который считается более защищенным от угона.
Известно, что "культурный" вице-губернатор Сергей Тарасов любит яхты, мотоциклы, экстремальные виды спорта. Может, ему не хватает адреналина?
- Я люблю все вредное, - признался как-то Сергей Тарасов корреспонденту "ТС". - Что касается адреналина, то у всех людей моего возраста, переживших перестройку, наверное, хватит адреналина в крови надолго, на всю оставшуюся жизнь. Хотя я увлекаюсь лыжами, снегоходом, мотоциклом . Уезжаю куда-нибудь подальше и повыше.
В 1991 году летал на воздушном шаре. .Это были неповторимые ощущения. Но скорее, это не адреналин, а преодоление себя. Для мужчины это важно. Я был змееловом, хотя боюсь змей. Я боюсь и высоты, и многого другого, но преодолеваю. Я все говорю жене, что хочу купить мотоцикл и кататься. Она называет меня всякими нехорошими словами, напоминает, что у меня трое детей, как минимум, и пугает, что разведется со мной.
А что касается машин... - Я машины люблю, - говорит Сергей Тарасов, - и езжу много, хотя сейчас сам за рулем только в отпуске или по выходным. Как показывает жизнь, чиновникам иногда за рулем сидеть не надо.Иногда, бывает, находишься в таком нервическом состоянии, а это не очень хорошо. Был у меня такой случай. Я повез детей на Гражданку, там мама моя живет. И шибко торопился. И как обычно, кто-то не уступал дорогу, хотя я и ехал с превышением. Я ему поморгал фарами, начал обгонять, а он меня стал прижимать - обычная дурацкая дорожная ситуация. В итоге я его отжал на встречную, чтобы показать: что ты упираешься? И на следующем перекрестке он меня догоняет, опускает стекло, смотрит и говорит: "Какой известный человек! И так себя ведете на дороге!" Я потом не мог два месяца пережить состояние стыда, которое я испытал.
Мастером по скорости починки автомобиля в экстремальных условиях по заслугам считается представитель Смольного в Законодательном собрании Петербурга Михаил Бродский. Одной из знаменательных автомобильных историй в его биографии является ночное путешествие из Москвы в Петербург в 25-градусный мороз. В 150 километрах от Петербурга на пустынной дороге Бродский почувствовал, что машина вот-вот заглохнет. Понимая устройство автомобиля только на уровне пользователя, Бродский начал судорожно вспоминать, где находятся запчасти машины, как располагаются винтики и что в такую погоду на ходу может быть неисправно. Решив, что в "карбюраторе конденсат", Бродский чудом угадал неисправность. Видимо, испугавшись, что может остаться заглохнувшим на морозе и, возможно, погибнуть, член правительства на последнем дыхании автомобиля подъехал под фонарь. Открыл капот, открутил карбюратор и, держа все винтики в зубах, выкинул из него забившийся снег. Затем Бродский вернулся в машину, которая тут же завелась, и посмотрел на часы: вся операция по экстренной починке автомобиля заняла ровно минуту.
Самым известным нарушителем из компании городского правительства оказался вице-губернатор Юрий Молчанов, курирующий инвестиционный блок в правительстве. Однажды с утра, двигаясь с превышением скорости, вице-губернатор был остановлен сотрудниками ГИБДД. Вечером того же дня совершенно в другом районе города за разворот в неположенном месте (правда, на пустой дороге) была остановлена его пресс-секретарь. Каково же было удивление подчиненной вице-губернатора, когда, узнав, где она работает, доблестный сотрудник ГИБДД пошутил: "Каков вице-губернатор, таковы и подчиненные..."
Депутаты Законодательного собрания Петербурга, которые также пользуются правом использования служебного автомобиля, тоже не прочь покататься самостоятельно. Причем далеко не все парламентарии имеют навороченные авто. Например, депутат ЗакСа Константин Сухенко почти все лето катался на старенькой "шестерке". Однажды депутат, увидев на Петроградской стороне мужчину и женщину, несущих в руках огромные баулы, предложил подвезти их до телебашни, куда они намеревались дойти пешком. Довезя пассажиров, Сухенко вежливо отказался принять от них 50 рублей за проезд. Но депутат не на шутку рассердился, когда пассажиры, забрав обратно деньги, протянули ему снова - только на этот раз 10 рублей, да к тому же со словами: "Держи, пацан, хотя бы на пиво..."
А депутат Игорь Михайлов, который на каждом из своих автомобилей попадал в какие-нибудь передряги и ДТП, сам уже почти три года не ездит самостоятельно. Однако до сих пор не может забыть из опыта своей автомобильной практики тот день, когда он воочию убедился, насколько вместительными могут быть российские "Жигули". Ведя дискуссию со своим пассажиром, который сидел на переднем сиденье, Михайлов чем-то обидел собеседника. И, изображая обиду, его собеседник, ростом в 2 метра и шириной в один, умудрился повернуться в автомобиле, продемонстрировав водителю "пятую точку". Конфликт тут же был исчерпан, а впечатления остались до сих пор.
Любитель ездить "без тормозов" депутат ЗакСа Андрей Черных особенно любит практиковать такой экстремальный вид вождения зимой. Депутат передвигается по городу за рулем "Жигулей" седьмой модели и совсем не любит служебный транспорт, считая, что гораздо удобней пользоваться" личным. Однажды вечером Черных повез своих друзей домой через весь город. А по пути у него отказали тормоза. Чтобы не беспокоить своих друзей, депутат сослался на плохую видимость и скользкую дорогу и поехал до места назначения как можно медленнее. И, только довезя друзей до дома, Черных сообщил им подробности путешествия.