Перейти к основному содержанию

Главная      ШОССЕ ...ПОЕХАЛО!

ШОССЕ ...ПОЕХАЛО!

Дмитровское шоссе постепенно выходит из разряда вечно стоящих городских магистралей. Произошло это после того, как управление на трассе перешло в ведение автоматической системы управления движением. По мнению руководителя Центра организации дорожного движения в столице Леонида Липсица, внедрение новых разработок в управление движением позволит на 15 - 17 процентов снизить трудности на городских магистралях

Дмитровка и вправду поехала. Возможно, не столь быстро, как того хотели бы московские автолюбители, но все же поехала. А ведь до момента внедрения современных технологий управления движением эта магистраль безнадежно стояла. По заказу Центра организации дорожного движения новая технология связала с головным компьютером не только все светофорные объекты самой Дмитровки, но и прилегающих к ней улиц. Интеллектуальная система в буквальном смысле управляет движением, основываясь на точной информации. По всей трассе установлены оптические и радиолокационные детекторы движения. Всего в состав системы управления движением входят: 21 дорожный контроллер, осуществляющий управление светофорными объектами, в том числе 16 непосредственно на магистрали и 5 - на прилегающей улично-дорожной сети, 30 детекторов транспорта, 18 видеокамер, 2 видеодетектора, 40 табло времени для пешеходов, которые показывают, какое количество времени осталось до переключения сигнала светофора, 1 метеостанция.

Отличительной особенностью данной системы является применение в ней дорожных контроллеров, работающих с использованием беспроводной (GРRS-канал) связи. Через GPRS также передаются данные с некоторых детекторов транспорта, где отсутствует возможность подключения их к оптоволоконному каналу связи.

Кроме того, GPRS используется как резервный канал связи для всех объектов, подключенных по оптоволокну. Ранее примыкающие к основной магистрали улицы не входили в систему управления дорожным движением. В первую очередь это было связано с тем, что связь светофоров с центром управления происходила по оптоволоконной сети, что вело к удорожанию и увеличению сроков строительства данной системы. Применение технологий беспроводной связи позволяет снизить себестоимость эксплуатации, сроки ввода системы в эксплуатацию, не требует прокладки новых оптоволоконных линий. Новинкой стало создание условий, при которых "зеленая волна" без помех распространяется не только по прямой, но и в стороны от трассы. Выдавая разрешительный сигнал на съезд с Дмитровки, программа рассчитывает время включения разрешительных сигналов светофоров на прилегающих улицах. Ранее постоянно складывалась ситуация, когда из-за несогласованной работы светофоров машины не могли быстро покинуть трассу. Это и приводило к пробкам и аварийным ситуациям.

Специально для пешеходов в системе работают цифровые электронные табло, показывающие, сколько секунд осталось до перехода. Эта информация отбивает у нетерпеливых граждан желание перебежать улицу на красный свет. Столь большое количество дистанционно управляемых объектов удалось объединить в единую систему управления благодаря установке новых контроллеров, работающих с использованием беспроводной связи.

По договоренности с сотовыми операторами используемые для управления движением каналы обладают безусловным приоритетом по скорости передачи информации.

Кроме того, планируется установка двух информационных табло в районе пересечения Дмитровского шоссе с МКАД, на которых для водителей будет показываться информация о состоянии движения на МКАД.

В случае возникновения нестандартных ситуаций диспетчер может мгновенно взять на себя управление любым светофором трассы. Для самостоятельного анализа ситуации дежурный может воспользоваться как показаниями датчиков, так и картинкой с телевизионных камер, установленных на проблемных участках дороги. В штатном режиме АСУД рассчитана на полностью автономную работу. Созданная система может стать основой для применения других современных технологий. В частности, навигационной системы, которая способна обеспечить приоритетный проезд общественному транспорту и спецмашинам. В дополнение к светофорам планируется применение управляемых дорожных знаков. В случае, если датчики движения констатируют затруднение на любой из прилегающих к магистрали улиц, эти знаки автоматически закроют нужный поворот с трассы и подскажут водителям маршруты объезда. Внедрение данной системы на основных магистралях города позволит увеличить пропускную способность дорог примерно на четверть, что положительно скажется на общей дорожной ситуации.

Помимо Дмитровского шоссе сегодня идут работы и на других магистралях города. Так, правительство

Москвы приняло постановление о реализации Комплексной схемы организации движения в центральной части города. В схеме заложено изменение режима движения в пределах Садового кольца на более чем 100 улицах и переулках, переведя их в режим одностороннего движения, что, по мнению специалистов Департамента транспорта и связи, существенно повысит безопасность дорожного движения. В настоящее время разрабатывается Комплексная схема организации движения на территории между Садовым и Третьим транспортным кольцами. В дальнейшем планируется расширить принципы, примененные в данных схемах, на всю территорию города.

Для разгрузки улиц от скоплений транспорта в Москве ограничено движение всего грузового транспорта в дневное время периметром Третьего кольца. Сейчас продолжается разработка и создание автоматизированной системы управления дорожным движением этой магистрали.

Как рассказали в Департаменте транспорта и связи столицы, важным условием обеспечения безопасности дорожного движения является внедрение новой техники, связанной с видеонаблюдением за обстановкой на дорогах города. В городе разработана система, предназначенная для отслеживания и передачи в режиме реального времени информации о дорожно-транспортной ситуации на городской уличной сети. В настоящее время она включает в себя 189 видеокамер (система "СТАРТ"), установленных на 10 магистралях города, из них 86 - в пределах Садового кольца. С учетом ограниченного финансирования на создание системы видеонаблюдения и больших сроков ее реализации создана мобильная система, включающая в себя два пилотируемых дирижабля и три привязных аэростата, оснащенных специальным оптико-электронным оборудованием для осуществления приема-передачи видеоизображения. Данная система позволит расширить зону наблюдения за дорожной обстановкой, выявления транспортных заторов и ДТП на территориях, не охваченных системой видеонаблюдения "СТАРТ". Сейчас система проходит государственные испытания. Работа по улучшению условий дорожного движения в Москве, безусловно, должна реализовываться в соответствующем законодательном поле. Мировой опыт показывает, что существенный дополнительный эффект по улучшению условий движения и повышению безопасности движения могут дать только совместно применяемые меры организационно-технического и правового характера.