Перейти к основному содержанию

Главная      Мораль и право. «Поцелуй» меня в ... бампер или О некоторых приемах украинского автожулья

Мораль и право. «Поцелуй» меня в ... бампер или О некоторых приемах украинского автожулья

Лоходром

«Любая тачка для мошенника - не задачка».

Из милицейского фольклора

Автомобиль — вещь дорогостоящая, а посему отнюдь не случайно наши железные любимцы нередко становятся объектом преступной деятельности. При этом мошенничество нередко переплетается с разбойными нападениями, грабежом и кражами. Да и среди купленных авто — немало краденых, с перебитыми и переваренными номерами. Найти же концы в таких случаях крайне трудно. Ведь мошенники, пользуясь несовершенством законодательства, чувствуют себя достаточно вольготно. ...Не так давно в России одна 78-летняя пенсионерка трижды попадала в аварию. По удивительной «случайности» ее сбивали легковые автомобили, которые либо подъезжали к рынкам, либо отъезжали от них. Но так как машины на момент аварии ехали на очень маленькой скорости, старушка отделывалась легкими ушибами. Сыщики высказали предположение, что бабуля специально подставлялась под удар, после чего, видимо, довольно небезуспешно предлагала водителям «договориться по-хорошему». Правда, факт ее преднамеренного участия в ДТП оперативники доказать так и не смогли.

Такие проделки обнищавших граждан, помогающие подзаработать лишнюю копейку, не сравнимы с другими аферами, которые прокручивает автожулье. Украина — не исключение, ибо у нас автомобиль давно уже не роскошь и даже не средство передвижения, а надежный источник обогащения. Причем, как вы догадываетесь, не всегда честным путем. Перечислить все махинации с использованием машин практически невозможно: их количество растет пропорционально увеличению числа автомобилей в стране. Но о некоторых стоит рассказать. Как же не стать жертвой мошенников, какими приемами пользуются преступники и как избежать их крючка — об этом читателям «Правды Украины» рассказывает главный специалист Департамента уголовного розыска МВД Украины Николай Рощин. По его мнению, в некоторых случаях для злодея самое главное — попасть в салон машины. Этот способ называется

***

«Попутные пассажиры»

Как правило, едущий автомобиль останавливают женщина в годах или весьма смазливая девушка, а затем вместе с ними в салон садятся другие пассажиры — обычно это молодые крепкие парни. Дальше в ход идут нож, пистолет, монтировка, удавка и т.п. Но все начинается с того, что водителю предлагают за очень приличное вознаграждение подвести их в попутном направлении. Затем в маршрут вносится корректировка — пассажиры просят отвезти их немного дальше, чем было обусловлено ранее, или свернуть в сторону... Заканчивается же все тем, что водителя попросту грабят, вывозят за город и выбрасывают из машины.

Ваш лимузин может остановить и небольшого росточка парнишка. Его сообщники затем подсаживаются под видом незнакомых друг другу людей по ходу маршрута или нападают на шофера в конечном пункте поездки. Поэтому я бы не советовал когда-либо подвозить незнакомцев, особенно молодых, менять по просьбе пассажиров маршрут движения, даже если вам предложат за это хорошие деньги — ведь вы рискуете не получить ни копейки, а вот хороших тумаков с непредсказуемыми последствиями для здоровья отведаете наверняка, да еще и лишитесь своего «железного коня». Во время движения все дверцы должны быть на замках. Не открывайте их до тех пор, пока не убедитесь, что пассажир для вас никакой опасности не представляет.

Кстати, довольно часто автомобиль, как говорится, «пасут», т.е. за ним устанавливается самая настоящая слежка. Более того, преступники заранее запасаются фальшивыми, но безукоризненно сработанными документами. Поэтому похитители особо не опасаются встречи с госавтоинспекцией. Если их остановят, фальшивка может сработать, а вот в это время настоящий владелец автомобиля будет лежать связанный где-нибудь под кустом...

***

«Супернахалы»

Вот еще несколько традиционных приемов, которые применяются для завладения чужими авто.

...Возле гастронома останавливается новенький автомобиль. Еще не зарегистрированный и, разумеется, без номерных знаков. Счастливая молодая пара заходит в магазин. А когда возвращается, то видит возле машины отлично одетого импозантного мужчину лет пятидесяти. Тот рассматривает ее и приговаривает: «Какой цвет, всю жизнь мечтал купить себе такой автомобиль! А какая обивка в салоне, какая раскраска — просто сказка!» В разговоре незнакомец представляется директором весьма известной фирмы, еще и удостоверение личности показывает: «А не продадите ли вы мне эту машину?» Продавать неохота, сами только что ее купили, но покатать директора можно без проблем. В дороге цена растет и вскоре вполне может достигнуть суммы вдвое большей, чем было заплачено при покупке иномарки. А кому сегодня не хочется прилично заработать, да еще, как говорится, на ровном месте? В общем, соглашаются наши молодые. «А как машина едет в гору?» Решили проверить, заехали по дороге на тренировочную площадку. Владелец жалуется: я, мол, всегда боялся крутых подъемов. «Ничего! Сам сяду за руль, — говорит директор, — а вы посмотрите сбоку, чтобы я не съехал в сторону». Сел за руль: все хорошо, все прекрасно. «Беру!» — кричит, а сам давит на газ — и с концами...

...Покупатель и продавец автомобиля договорились о цене: семь тысяч долларов. Но чтобы платить меньший налог, цена машины будет для магазина две тысячи, а остальные деньги — наличными — уже после завершения формальностей с передачей транспортного средства. Тут же передаются остальные пять тысяч в «дипломате». «Пусть они там и лежат», — говорит новый» владелец машины, садясь за руль. — Давай я тебя подвезу, куда нужно». Проехали немного. Тут новый хозяин и говорит продавцу: «А ну-ка, выйдй-ка секунду, посмотри, горят ли подфарники». (В зависимости от фантазии здесь вариантов может быть множество: посмотри, не отвалилась ли выхлопная труба, что-то руль тянет, что-то с колесом случилось...) Не раздумывая, простак выходит из машины, оставляя «дипломат» с деньгами в салоне. В это время жулик рвет с места, радуясь, что отхватил машину за четверть цены... А спросят в милиции — владелец же получил все до копейки. По крайней мере, по документам. «Какие еще могут быть претензии? Вот и бумаги при мне, что машину купил за две тысячи...»

...Договорившись о цене, решили обмыть куплю-продажу. Обмыли. Продавец пил, а покупатель — ни грамма, ведь он теперь за рулем. «Давай-ка я тебя домой отвезу», — говорит новый владелец. Чуть отъехали, а тут по дороге двое приятелей нового владельца. Взяли «по дороге» и их. Кончается же все это тем, что упившегося продавца из машины просто-напросто выталкивают, а деньги забирают. «А где же милиция?» — спросите вы. А что милиция? Преступников еще нужно найти, потом доказать, что именно они деньги забрали, а не пьяный продавец их где-то потерял, что, кстати, тоже нередко бывает...

***

«Авария» на заказ

А вот как мошенники действуют, пользуясь сравнительно «молодым» в Украине способом облапошивания своих сограждан, который получает все большее распространение, а посему о нем нужно рассказать более подробно.

Сотрудник львовского филиала одной крупной страховой компании решил поправить свое материальное положение. Вместе с безработным приятелем они подделали документы на повторное получение последним компенсационных средств в сумме 214 тысяч гривен на восстановление его якобы поврежденной в дорожно-транспортном происшествии «Тойоты». Номер не прошел. Жулики предстали перед судом. Но это, так сказать, тривиальный способ автомошенничества. То ли дело «подставные» аварии, совершаемые нынешними остапами бендерами с целью получения страховки внешне абсолютно законным путем.

Прибывший на место происшествия наряд ГАИ устанавливает, что более старый автомобиль ударил в задний бампер машину поновее. Оба шоферы в своих показаниях единодушны: пострадавшее авто въехало в ряд, в котором двигался «старичок», в результате чего и случилось ДТП. Сценарий подобного столкновения в общем-то немудрен: заинтересованный в аварии водитель неожиданно въезжает на полосу, по которой движется машина, выбранная в жертву. И наезд неизбежен. Как правило, автомобиль-«виновник» — недорогая иномарка, владелец которой, ценя свое время, вряд ли будет тратить его на общение с инспекторами ГАИ и готов без лишних формальностей и разбирательств возместить причиненный ущерб.

Непременная «изюминка» сценария: в автомобиле мошенника всегда находится несколько пассажиров. В этом спектакле им отводится роль свидетелей, готовых подтвердить, что произошла авария. Впереди машины-инициатора «подставного» ДТП может двигаться сообщник, который неожиданно тормозил, из-за чего его «коллега» также вынужден резко нажать на тормоза. Конечный результат тот же — неизбежное столкновение.

Иногда жулики используют и третью машину — в роли «блокиратора». Задача шофера — двигаться в одном ряду с авто водителя-жертвы и не позволять ему резко свернуть в сторону во избежание столкновения.

Известен еще более простой способ спровоцированной аварии. В этом случае водитель-мошенник самым наглым образом вторгается в ряд перед водителем-жертвой и тут же резко жмет на тормоза. При этом он отключает стоп-сигнал, чтобы потенциальный «виновник» ДТП не смог быстро среагировать на изменение ситуации.

Еще один вариант. Водитель-жертва ожидает возможности выехать со стоянки на улицу. Приближающийся шофер-мошенник, видя это, замедляет скорость, а когда автомобиль выезжает, резко газует и ударяет в бампер.

***

А что потом?

Как видим, все «подставные» аварии, в общем-то, строятся по одному сценарию с незначительными отличиями. Но, как говорится, «при всем богатстве выбора» альтернативы у жертвы нет — авария и только авария. А вот после этого события разворачиваются следующим образом. Прежде всего мошенник требует, чтобы был составлен протокол ДТП. Он может также утверждать, что получил ранения, но при этом никогда не воспользуется предложенной ему «скорой помощью». А обратится к «своему» врачу. Купленные им работники станции технического обслуживания завышают затраты на ремонт автомобиля, а вошедшие с ним в сговор врачи — стоимость лечения. Затем подключаются юристы (тоже «свои» люди), которые составляют фиктивный запрос на оплату расходов по персональным повреждениям. В результате мошенник получает страховую выплату за «увечье» его автомобиля.Есть и другой вариант. Шустряк может удовлетвориться актом о ДТП, составленным работниками ГАИ, а затем всеми правдами и неправдами будет отказываться от дальнейшего расследования. Дело в том, что в ряде крупных организаций, в том числе и некоторых дипломатических представительств, лица, за которыми закреплены автомобили, в случае списания последних по причине значительного повреждения получают право буквально за копейки выкупить числящиеся за ними машины. Таким людям не нужна излишняя шумиха. А самое главное для жуликов — заполучить протокол и провести у «своих» специалистов соответствующую экспертизу...

Как же выяснить, что произошло на самом деле: «подставная» авария или самая что ни есть настоящая? Это не так просто, утверждает американский журнал «Police», но попытаться стоит. Главное, нужно помнить, что, как я уже говорил выше, лицам, стремящимся посредством заранее спланированной аварии получить страховку, крайне важны протоколы о ДТП. Водитель-обманщик и его пассажир будут в один голос утверждать: совершивший наезд нарушил правила дорожного движения.

К счастью, показания лжесвидетелей срабатывают далеко не всегда. К примеру, один нью-йоркский юрист помог банде жуликов обманным путем получить страховые премии за несколько аварий в общей сложности на сумму свыше двух миллионов долларов. Однако внимательный чиновник департамента безопасности дорожного движения заметил, что в качестве свидетеля во всех случаях упоминается один и тот же человек. Дальнейшее расследование показало, что, когда произошел один из страховых случаев, этот «свидетель»... отбывал срок в тюрьме. Все остальное уже было делом техники, и шайка мошенников была разоблачена.

***

Как не стать жертвой «подставы»?

В способностях отечественных жуликов перенимать чужой опыт сомневаться не приходится. Как же не стать их жертвой? Для того, чтобы свести к минимуму шансы попасть в столь щекотливую ситуацию, водителям следует быть предельно осторожными на дорогах. Обязательно застрахуйте автомобиль и оформите страховку гражданской ответственности. Если же ДТП все же случилось, не ограничивайтесь формальным составлением протокола, а настаивайте, чтобы работники государственной автомобильной инспекции проводили свое расследование, что называется, по полной программе. Постарайтесь сфотографировать сразу же после наезда повреждения на своей и чужой машине. Это позволит избежать в дальнейшем фальсификации акта экспертизы и доказать, что до столкновения с вами автомобиль афериста уже побывал не в одной аварии. В протоколе четко укажите все обстоятельства произошедшего. Если «чужаку» явно помогали другие машины (совершали резкие маневры, не давали вам возможности перестроиться в другой ряд и т.п.), отразите это обстоятельство в своих объяснениях с указанием их номеров. Проверьте, чтобы фамилии свидетелей были занесены в протокол строго в соответствии с предъявленными ими документами, удостоверяющими личность. Старайтесь, чтобы ваши показания были подтверждены очевидцами. Для этого не стесняйтесь приглашать в свидетели случайных прохожих, водителей других авто, которые видели произошедшее. В этом случае ваши шансы доказать свою невиновность достаточно велики. А правоохранителям будет легче разоблачить очередную шайку мошенников.

***

Несколько советов напоследок

Не хотелось бы, чтобы у читателей создалось впечатление полной беспомощности перед мошенниками. Это далеко не так. Предлагаем читателям «Правды Украины» еще несколько дельных советов, которые по мнению работников Департамента уголовного розыска МВД Украины срабатывают безотказно.

Никогда не доверяйте незнакомым людям, особенно, если речь идет о купле-продаже ценностей, объектов недвижимости или автомобилей.

Не пытайтесь обойти законы, соглашаясь на сомнительные сделки. Чаще всего это заканчивается крупными неприятностями.

Устанавливайте все данные продавцов или покупателей, не стесняйтесь изучать и проверять их документы; чтобы не попасться на «липе», подключайте к делу опытных юристов.

Приобретая автомобиль «с рук», всегда начинайте сделку с установления личности первого владельца автомобиля и со встречи с ним. Это позволит обойти те многочисленные сети, которые расставляет на вашем пути автомобильное жулье.

фото: Николай Рощин; Часто жулики настолько умело подставляют свой автомобиль под удар чужого, что даже многоопытные работники ГАИ не в состоянии отличить спровоцированную аварию от подлинной...