На плохом бензине далеко не уедешь
В Кузбассе нет статистики по числу автозаправочных станций, как и нет структуры, контролирующей качество бензина
А потому многие АЗС позволяют себе торговать некачественным, контрафактным бензином. Известно, некачественное топливо быстро выводит из строя автомобили, особенно иномарки, не рассчитанные на низкопробное топливо. Кроме того, такое горючее загрязняет окружающую среду. Но даже этот факт не побуждает природоохранные организации бить в колокола. Во всяком случае в Кемеровской природоохранной прокуратуре за последние годы нет дел, связанных с бензином, негативно отразившимся на экологии. К тому же, редкий автолюбитель обращается с жалобами на торговцев некачественным бензином в отдел по защите прав потребителей.
- Чаще жалуются на недолив бензина, обсчеты на АЗС, - поясняет начальник отдела по защите прав потребителей администрации города Кемерово Виталий Алексеевич Князев. - Органы местного самоуправления этим заниматься не вправе, мы рекомендуем обращаться в . Они могут наказать за обсчет и недолив. Иногда нам звонят и спрашивают, где можно проверить качество той или иной марки бензина. Но чтобы кто-то дошел до суда, такого еще не было.
Гуляй - не хочу
Все эти обстоятельства на руку нечестным бензиновым королям. Они-то знают, как делать деньги из воздуха. Оказывается, можно разбавлять более дорогостоящую марку бензина специальной жидкостью или смешать дорогую марку бензина с более дешевой. При этом сохранить октановое число (качество) бензина на случай его проверки. Выявить же подделку можно лишь при тщательном лабораторном химическом анализе. А его, как правило, не проводят.
Исследованием качества бензина в Кемерове занимается испытательная лаборатория Центра стандартизации метрологии. Топливо проверяется на соответствие нормативным документам (ГОСТам). Государственный стандарт существует на каждый вид бензина. Он должен соответствовать определенным показателям. Это и выявляет лаборатория, когда та или иная организация привозит на исследование бензин. Химическому же анализу горючее не подвергается. Таким образом, королям бензоколонок дана воля: гуляй - не хочу. Какие деньги оседают в их карманы, можно лишь догадываться.
Плохой бензин опустошает карманы
Пока одни обогащаются, другие до бесконечности чинят свои автомобили. Ремонт влетает в копеечку. При этом некоторые автовладельцы не догадываются об истинных причинах поломок своих авто.
- Машины часто барахлят из-за бензина низкого качества, в состав которого входят присадки, повышающие октановое число, - сетует директор станции техобслуживания Андрей Петунькин. - Выходят из строя топливная система автомобиля, свечи. Плохой бензин больше влияет на машины инжекторного типа, карбюраторные это переносят спокойнее. Когда владельцы новеньких машин с не вышедшим сроком гарантии узнают, что поломка произошла по вине некачественного бензина, жутко ругаются в адрес АЗС. Но что толку? На нефтяных монстров пока нет управы. Хотя поставщики горючего говорят, что их топливо соответствует требуемым стандартам.
Тем не менее факты говорят за себя - бензин разводят. Кто и на каком этапе это делает, разобраться непросто, возможно, в некоторые АЗС от перепродавцов горючего поступает контрафактная продукция, а затем потихоньку сбывается. Выяснилось, что специалисты станций техобслуживания сталкивались даже с бензином, разбавленным водой. Хотя на деле бензин водой невозможно развести. Такая смесь сразу же дает сбой в работе автомобиля.
Автопредприятия
-_ Rц+ -_им
В отличие от частников, автомобильные предприятия теперь редко страдают от некачественного бензина. Когда-то кузбасские автопредприятия приобретали топливо по взаимозачетам. Тогда к ним частенько поступало горючее, из-за которого автобусы выходили из строя. А как-то, лет 8-10 назад, в Кемерове в рейсы не смогли выйти многие автобусы. Оказалось, на бензиновый рынок поступило горючее в цистернах из-под рыбьего жира! Скандал был большой! С тех пор автопредприятия города работают напрямую с поставщиками без всяких посредников, приобретают топливо по оптовым ценам. Ясное дело, в таком случае обман случается редко.
- В нашем автохозяйстве ежедневно тратится 10 тысяч литров дизтоплива и 15 тысяч литров бензина, - говорит директор ПАТП-3 Виктор Николаевич Мартыненко. - Все горючее соответствует ГОСТам. У нас нареканий на качество топлива нет, иначе мы не стали бы иметь дело с такими поставщиками.
Кстати, в западных странах, в отличие от России, запрещены вредные для экологии марки бензина. Да и сами двигатели у автомобилей оснащены специальным оборудованием, очищающим выхлопы. Бензин на Западе хотя и дороже по цене, зато безопаснее для здоровья.
- Во многих странах запрещен этилированный бензин, в нем есть присадки, содержащие свинец, - поясняет врач коммунального отделения Центра гигиены и эпидемиологии по Кемеровской области Виктор Павлович Латыгин. - Понятное дело, при работе двигателя бензин сгорает и кроме различных вредных примесей дополнительно выделяет в атмосферу опасный для организма человека свинец.
Rф б_- э
. Выборочно проверяются автотранспортные предприятия.
- В советское время на каждом предприятии был установлен прибор, измеряющий дымность, - поясняет инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД Кемерова Анна Викторовна Кутонова. - Сейчас у кого-то эти приборы сломались, у кого-то еле дышат, но есть пара-тройка предприятий, где руководители закупили новые. Хотя в последние годы на некоторых предприятиях обновляется парк, появилось много иномарок. В их конструкции заложен нейтрализатор, очищающий выхлопы. В российских автомобилях этого не заложено, нужно постоянно регулировать двигатель или еще что-то делать. Наш отдел ГИБДД недостаточно оборудован приборами для замеров. Мы не можем выезжать на предприятия и проверять весь транспорт. У нас приборы советского образца, и те постоянно ломаются. На сегодняшний день главным средством контроля за выхлопами по-прежнему остается ежегодный техосмотр любого вида транспорта.
Сотрудники Центра гигиены и эпидемиологии Кемеровской области в июне-июле выезжают на специально оборудованной машине на самые оживленные магистрали города. Там производят замеры предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных выбросов в атмосферу.
- По нашей статистике, ПДК всегда превышает норму, - говорит заведующая коммунальным отделением Центра гигиены и эпидемиологии Татьяна Анатольевна Щепекова. - Эти данные мы подаем в Комитет природных ресурсов, а они, в свою очередь, работают с автопредприятиями. Подаем данные и в , который должен выписывать штрафы.
Как выяснилось, для этого прежде нужно установить виновное лицо, что не так-то просто. Поди сыщи окружающей среды. Да и от штрафных санкций, похоже, толку мало, уж коли из года в год опасные для здоровья выбросы превышают допустимый предел. И все мы обречены дышать загазованным воздухом, губя здоровье и сокращая себе жизнь.
А тем временем на кузбасский рынок продолжает поступать бензин низкого качества, принося баснословные прибыли бензиновым королям...