Перейти к основному содержанию

Главная      Лево руля

Лево руля

Депутаты хотят штрафовать за деструктивное воздействие на психику и природу

1. Предлагая увеличить размеры штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, авторы законопроекта, включенного в план законотворческой деятельности нижней палаты на сентябрь 2005 г., надеются "повысить эффективность применения мер административной ответственности за совершение данного правонарушения, усилить превентивную роль закона в деле охраны окружающей среды".

Сейчас за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а также за нарушение законодательства об экологической экспертизе установлены штрафы в следующих пределах: для граждан - от з до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); для должностных лиц - от 5 до 50 МРОТ; для юридических лиц - от 50 до 500 МРОТ.

Вместе с тем в соответствии с частью з статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды может быть установлен в следующих размерах: для должностных лиц - до 200 МРОТ; для юридических лиц - до 5000 МРОТ. Необходимость такого усиления санкций депутаты Мосгордумы объясняют тем, что требования КоАП РФ не выполняются в связи с низкими размерами административных штрафов. Более того, количество правонарушений, квалифицируемых по статьям 8.1, 8.2 и 8.4 КоАП РФ, с каждым годом возрастает.

Законопроектом, который рекомендован для принятия в первом чтении, предлагается установить достаточно широкие пределы размеров административных штрафов для юридических лиц. Назначение наказания должно производиться с учетом объема производства, ведущегося с нарушением экологических требований, и не должно преследовать цели разорения предприятия.

2.Поправки в КоАП, предлагаемые депутатами, обусловлены необходимостью введения административной ответственности за нарушение правил распространения информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чрезвычайных происшествиях, преступлениях (включая военные действия).

Напоминая, какое большое влияние средства массовой информации оказывают на мировоззрение, убеждения, мысли и настроения людей, авторы законопроекта, внесенного 5 июля на рассмотрение комитетов палаты, считают крайне важным и необходимым ввести административную ответственность за нарушение правил распространения информации о чрезвычайных ситуациях и преступлениях.

По утверждению депутатов, сегодня большую часть продукции СМИ занимает информация о чрезвычайных ситуациях и происшествиях. Насилие, преступления и катастрофы становятся излюбленной темой документальных фильмов, газетных и журнальных статей. Преступления и катастрофы становятся главными новостями. В то же время обычная, повседневная жизнь общества освещается крайне скупо, и создается впечатление, что в стране не происходит ничего, кроме преступлений, техногенных катастроф и чрезвычайных происшествий.

"Распространение в больших масштабах подобной информации деструктивно действует на психику людей, особенно на неокрепшую психику несовершеннолетних, что, по оценкам криминологических исследований, ведет к увеличению преступности в обществе и к негативной социальной обстановке в стране", - констатируют авторы законопроекта. И тут же предлагают за указанные правонарушения штрафовать должностных лиц в размере от ста до двухсот МРОТ, а юридических лиц - от трехсот до пятисот МРОТ. Однако принятие данного документа весьма опасно, так как непонятно, кто будет измерять масштабы "преступной" информации. 3. Депутат ГД Олег Морозов обращает внимание своих коллег на то, что вопрос об использовании автотранспортных средств с правосторонним расположением руля является источником постоянного недовольства и серьезного напряжения в обществе. Однако это происходит, по его мнению, вовсе не из-за того, что в правительстве постоянно муссируются слухи о возможном запрете на эксплуатацию сравнительно дешевых японских автомобилей. А потому, что праворульные машины не обеспечивают "безопасность при обгоне, пользовании внешними световыми приборами, посадке и высадке пассажиров из-за несоответствия обзорности с места водителя условиям безопасного движения".

Справедливо замечая, что "автомобили с правосторонним расположением рулевого управления, предназначенные для левостороннего движения, имеют регулировку светового потока, не соответствующую требованиям безопасности дорожного движения, действующим в Российской Федерации, где принято правостороннее движение", Морозов делает совершенно неочевидный вывод. Он почему-то предлагает не изменить регулировку фар у машин с правым рулем, что можно сделать довольно быстро и без больших материальных затрат, а добиваться запрета их эксплуатации.

Несмотря на отсутствие статистических данных о том, что в России аварии происходят именно по причине эксплуатации праворульных машин, депутат утверждает, что они попадают в ДТП чаще, чем другие автомобили. Это, по его словам, объясняется тем, что у таких иномарок "при правостороннем движении происходит снижение видимости поверхности правой обочины проезжей части в темное время суток и "ослепление" водителей транспортных средств, движущихся во встречном направлении, что приводит к тяжелым последствиям при столкновениях транспортных средств, возникающих при осуществлении обгонов, а также при наезде на пешеходов и стоящие транспортные средства".

В качестве дополнительного аргумента Морозов ссылается на тот факт, что в современном мире осталось только три страны, где разрешено без ограничений ввозить и допускать к участию в дорожном движении импортные автомобили, рассчитанные под противоположную сторону движения, - это Камбоджа, Мьянма и Россия. Даже "африканские, латиноамериканские и азиатские страны, характеризующиеся более низкими степенью автомобилизации и уровнем жизни населения, чем Россия, ввели полный запрет на ввоз автомобилей, рассчитанных на другую систему движения", - добавляет депутат. Однако эксперты опровергают эту сентенцию.

Предложенным законопроектом предлагается осуществлять допуск праворульных автомобилей к участию в дорожном движении на территории РФ лишь при условии, что они будут соответствовать требованиям законодательства и иных правовых актов о техническом регулировании транспортных средств. Если такая поправка будет принята, введение запретительных мер по эксплуатации машин с правым рулем, в принятии которых заинтересованы лоббисты из отечественного автопрома, станет вопросом юридической техники заинтересованных министерств и ведомств.

***

1. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за правонарушения в области охраны окружающей природной среды). Внесен Московской городской думой.

2. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Внесен депутатами ГД Островским А.В., Лебедевым И.В., Солома-тиным Е.Ю.

3. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (об использовании транспортных средств с правосторонним расположением руля). Внесен депутатом ГД Морозовым О. В.