Перейти к основному содержанию

Главная      Авто, да не то

Авто, да не то

В одном из произведений Стивена Кинга идет речь о чудо-автомашине, обладающей дьявольской способностью восстанавливать первоначальный блестящий внешний вид даже после того, как по ней "пройдется" ломами банда остервенелых хулиганов. У читателей тут же возникает мысль: "Вот бы мне такую!" Увы. В реальной жизни, сколько ни колдуй над разбитым автомобилем, он так и останется грудой металлолома. И тогда хозяин, как правило, принимает самое популярное в подобных ситуациях решение: бросает друга на улице - ржаветь под дождем и снегом и служить немым укором человеческой беспечности.

Как показывает статистика, в Москве ежегодно окончательно приходит в негодность около 130 тысяч автомашин. Уже немало. А представьте себе, что будет через пять лет, когда, по прогнозам Министерства промышленности, науки и технологий РФ, собственным авто обзаведется каждый четвертый россиянин. Но не спешите паниковать: в Москве существует отлаженная система выявления, учета и вывоза брошенного и разукомплектованного автотранспорта, без которой столица уже давно превратилась бы в город мертвых автомобилей.

Ответственность за организацию выявления и вывоза брошенных и разукомплектованных автомашин возложена на управы и ДЕЗы районов. Работу по координации взаимодействия участвующих в этом процессе структур, а также по составлению обобщенной отчетности осуществляют префектуры административных округов.

Путь, который проходит брошенный и разукомплектованный автотранспорт, чтобы стать полезным металлом, сложен. Выявлением "ничейных" машин занимаются работники ДЕЗов совместно с сотрудниками административно-технических инспекций и других контролирующих структур, милиции, органов местного самоуправления и небезучастных к делу приведения в порядок родного города жителей. Управы районов организуют комиссионные обследования подозрительных автомобилей, .в которых принимают участие представители различных городских структур. По их результатам составляются акты о выявлении брошенных и разукомплектованных автомашин, после чего на автомобили прикрепляются предупреждения об их возможном перемещении в течение пяти дней: вдруг фигурные промятины в корпусе "Мерседеса" - всего лишь извращенная причуда его хозяина?

Если комиссия сочтет необходимым, она также может инициировать процесс установления личности владельца "бесхозной" машины, и тогда территориальные подразделения милиции общественной безопасности Управления внутренних дел города Москвы совместно с государственной инспекцией безопасности дорожного движения обязаны в десятидневный срок предоставить в управу района данную информацию.

Но вот транспортное средство признано подлежащим утилизации, и тут начинается самое интересное. Дело в том, что автомобиль автомобилю, сами понимаете, рознь даже в подобных обстоятельствах. Если машина представляет собой полностью разобранный, брошенный кузов со снятыми агрегатами, то она уже в этом, "первозданном", виде пригодна для переработки в лом черного металла. Вывозятся такие авто предприятиями, которые занимаются сбором и утилизацией металлолома.

Но в жилом секторе чаще встречается другая разновидность автохлама - машины, не пригодные к эксплуатации и частично разукомплектованные: со снятыми колесами, выбитыми стеклами и другими существенными дефектами. Прежде чем пустить такой автомобиль на переплавку, необходимо проделать ряд важных манипуляций: оформить свидетельство об утилизации и снятии транспортного средства с регистрационного учета, слить жидкие компоненты (моторные и трансмиссионные масла, тормозную и охлаждающую жидкости, хладагенты климат-контрольных установок и др.), демонтировать экологически опасные или вредные части (шины, аккумулятор, топливный и масляный фильтры и др.), а также при возможности другие детали и узлы, которые еще могут быть использованы в качестве вторичных запчастей.

С начала этого года на территории Юго-Восточного округа столицы было выявлено 1179 единиц брошенного и разукомплектованного автотранспорта, 1147 из них на сегодняшний день вывезены. В 2005 году, согласно бюджету, в ЮВАО запланировано потратить на утилизацию брошенных и разукомплектованных машин 2 миллиона 174 тысячи рублей. В течение первого полугодия освоено 37 процентов средств от годового плана. Это подтверждает опыт прошлых лет: практика показывает, что по данной статье расходов в течение года образуется экономия до 15 процентов.

Важнейшей проблемой, связанной с организацией процесса утилизации брошенного и разукомплектованного автотранспорта, в Юго-Восточном округе является отсутствие необходимого количества площадок для временного хранения машин на период "выяснения отношений" с их хозяевами. Собственно говоря, такая площадка в ЮВАО всего одна -по улице Нижние поля, дом 20-а. Не помещающиеся на ней автомобили приходится либо возить в соседний округ, на Кусковскую улицу или шоссе Энтузиастов, либо оставлять на месте выявления. По единодушному мнению представителей городских структур, площадка для отстоя брошенного и разукомплектованного автотранспорта нужна в каждом районе. Но вот жители, к сожалению, этой точки зрения не разделяют. Попытка организовать новую площадку в Рязанском районе ЮВАО встретила со стороны горожан такое сильное недовольство, что проект пришлось свернуть.

А какими еще способами, помимо государственной системы выявления и вывоза брошенного и разукомплектованного автотранспорта, можно решить проблему? Наиболее логично, наверное, было бы обязать хозяев "хоронить" отслужившие машины. Но на Западе пошли другим путем: недавно Евросоюз принял решение, согласно которому со следующего года европейские производители автомобилей будут обязаны утилизировать старые машины за свой счет. Будет ли подобная норма введена в обозримом будущем в нашей стране - можно только догадываться.

А пока проблемой занимаются столичные власти.

- Вопрос утилизации брошенного и разукомплектованного автотранспорта имеет для города большое значение, - говорит префект Юго-Восточного округа Владимир Зотов. - "Бесхозные" машины портят внешний вид и экологию Москвы, а столица должна подавать пример чистоты и порядка.