ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
Неделя - коту под хвост, или Как нелегко стать законопослушным водителем
Стать законопослушным автолюбителем в наши дни не так легко, как может показаться. И дело вовсе не в страхе перед верчением баранки, освоением коробки передач и открывающимися возможностями. Экзамен, стресс, переживания и потраченные на уроки вождения часы - лишь лирика, которая приходит и уходит. Проза жизни открывается потом: когда, успешно сдав экзамен и будучи в нескольких сантиметрах от счастья обладания водительским удостоверением, наталкиваешься на ехидную бюрократическую улыбку. Хочешь жить - умей вертеться, хочешь иметь права - исполни для государства изнурительную чечетку. Ведь любая бумажка в нашей стране дается потом, нервами и энным количеством прогулянных рабочих часов. Получение водительских "корок" - из той же оперы.
Все дело - в корках
Пожалуй, решив заняться обменом прав, я напрочь запамятовала, что в России ничего не дается легко. Любая, даже самая простейшая справка из ЖПРЭТа, тем паче получение паспорта или оформление свидетельства о рождении, будет стоить вам простоя в нудных очередях, щекотливого пребывания на гейзере людской злости, а также сможет солидно пополнить ваш словарный запас. Ненормативной лексикой, разумеется.
Но, повторюсь, я забыла. К тому же подкупил совет подруги: "Езжай и меняй. Медсправку сделать - пара пустяков, оплатишь пару квитанций, потратишь денек-другой, и дело в шляпе". Правда, денек как-то плавно перетек в недельку. Спас свободный график работы - с нормированного, думаю, уже бы попросили.
Сразу успокою насчет медсправки: при сильном желании ее можно сделать в один день, если не столкнетесь с очередями в поликлинике и будете передвигаться на машине (от поликлиники до психоневрологического и наркологического диспансера). Автору повезло меньше, я одолела медиков лишь в два присеста, то бишь потратила два дня. Позже все затраченные дни я просуммирую.
Сыр-бор начинается
Получение медсправки - лишь преамбула серьезных испытаний. Весь сыр-бор начинается в ГИБДД, где принимают документы на получение/обмен прав. Доверившись заверениям подруги, я наивно полагала, что получение свеженьких корочек - однодневный пустяк. Но только не в нашем государстве.
Чтобы не идти наобум и подстраховаться, решила позвонить в справочное, узнать, какие документы-то нужно. Ответ (на удивление, прозвониться оказалось несложно) последовал такой: медсправка, паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о браке, водительская карточка. И сразу - короткие гудки. Спасибо и на этом.
Пересмотрев все документы и удостоверившись в их наличии, глубоко выдыхаю. Дело за малым - подать документы и получить права, встану пораньше и за день решу вопрос. Не вышло. Нет, встала я, как положено, с запасом времени, приехала до открытия. В коридоре на втором этаже, где принимают документы и платежи, обнаружила несколько десятков страждущих, желающих, как и я, поскорее расквитаться с бумажной волокитой.
Похлопав глазами и слабо представляя, в какую очередь вставать, становлюсь в крайнюю левую: там, вроде, принимают документы. В коридоре - дикая духота, сердечникам здесь точно не место. Проходит полчаса, заветные окошки открываются. Людской муравейник вдруг оживляется, и большая часть смещается вправо, к окну приема платежей. "Дайте мне бланки квитанций! " - слышится выкрик из толпы. "Дайте еще, нас тут много! " - вторит другой.
После услышанного закрадывается мысль: квитанции! ! ! Стадный рефлекс срабатывает: наверное, нужно заполнить квитанции, раз это делают соседи? Мужчина, стоящий сзади, подтверждает: перед там как сдавать документы, нужно оплатить квитанции. Какие - спрашивайте у людей. С грустью понимая, что полчаса потрачены даром, хватаю какие-то бумажки.
Читаю информацию на стенде: при обмене водительских прав 286 рублей платится за удостоверение, 200 - госпошлина. Хаотично заполняя бланки, поглядываю на кассу: очередь растет как на дрожжах, такими темпами зависнешь здесь до ночи. Самые предусмотрительные заполнили бланки заранее и стоят теперь впереди, но кто бы подсказал!
Внутри начинает все закипать: ну почему у нас никто никого ни о чем не информирует (хотя кричат, что сервис становится лучше, все, мол, для удобства людей), окно кассы, куда стоит подавляющее большинство, одно на всех, а люди до боли напоминают стадо баранов, отбившееся от пастуха. Одни пошли вправо, другие - влево, а головы, которая бы эти процессы регулировала, нет. Гуляй сколько влезет!
Забудьте о справках
Заняв очередь в кассу и с тоской взирая на часы, невольно прислушиваюсь к разговорам. Мужчина в справочном выясняет что-то насчет заявления. Заявление, точно! .. Как же я не догадалась сразу?
Воспользовавшись удобным моментом, подхожу к справочному. Спрашиваю:
- Скажите, пожалуйста, при обмене прав необходимо писать заявление?
- Да, - и дальше гробовое молчание.
- А где его брать-то? - недоумеваю.
- Возьмите, - отвечают мне с явным недовольством, будто бы я провинилась во всех человеческих грехах.
Судорожно заполняю. На графе, по какой причине необходим документ, спотыкаюсь. В связи с замужеством - как-то слух режет. В связи со сменой фамилии, наверное, лучше. А вдруг не так? Возвращаюсь к окошку. Вежливо интересуюсь, подскажите, мол, как правильно написать.
- В свободной форме, - отвечают с явным напряжением в голосе.
- А поконкретнее?
- Девушка, я же вам сказала, пишите в свободной форме, мы здесь справок не даем.
Вот те на. На что же тогда справочное? Взвинтившись окончательно, вопрошаю:
- Тогда подскажите, какие квитанции заполнять?
- В свободной форме, - видимо, уподобившись попугаю Кеше, отвечают мне.
Непонятно, зачем использовать человеческий ресурс, когда можно с тем же успехом купить две клетки с попугаями. Пусть работают, дешевле будет.
Оплата двух квитанций вычеркнула из свободного времени добрых два часа. За это время люди в очереди успели подраться, поругаться, помириться и снова повздорить. Накал страстей нарастал, ноги гудели, нервы сдавали, кислороду не хватало. И все - ради того, чтобы просто поменять одну бумажку на другую.
Худо ли бедно, счастье все же наступило: 503 рубля были добросовестно отданы в кассу (кстати, если соберетесь оплачивать квитанции, берите с собой три рубля, со сдачей здесь проблемы), квитанции лежали на руках, оставалось отдать документы. Еще минут тридцать в очереди по приему документов, и документы - в руках инспектора.
Вежливый мужчина просматривает документы и заключает:
- Все в порядке, не хватает только ксерокопий медсправки и свидетельства о браке. Делайте и приносите.
Вот так рушатся надежды. Время - 11.30, прием документов - до 12.00, ксерокопии здесь делают все через ту же кассу, стало быть, завтра с утра начнется все по новой. Лишний день коту под хвост.
Последний день испытаний
Последний день испытаний прошел относительно спокойно. На этот раз с приемом документов обошлось, не пригодилась даже ксерокопия паспорта, которую я сделала на всякий случай (вдруг понадобится? ).
Мужчина, принявший документы, порадовал сердце:
- Будьте в три часа дня. Вас вызовут.
И действительно, придя к трем часам, уже через час я держала в руках новые корочки. Правда, эмоции в душе были неоднозначны: с одной стороны, радость, что ты снова являешься обладателем пластиковой карты и на десять лет можешь забыть о пережитом (я обещала просуммировать: у меня получилась неделя мытарств вместе с получением медсправки), с другой стороны, искренняя обида на государство, которое делает все, чтобы превратить банальную процедуру в утомительное обивание порогов.
Удостоверения международного образца
В 2006 году начнут выдавать новые водительские удостоверения международного образца. Главное отличие новых удостоверений от нынешних - в прямом смысле неограниченная свобода передвижения. Их будут признавать в Европе, Америке и во всех остальных уголках мира. А благодаря электронному чипу с персональными данными о водителе новые международные права смогут заменить россиянам привычный паспорт, сообщает газета "Новые Известия". Вообще, международные права выдаются всем желающим в России с 1963 года - с тех пор, как СССР присоединился к Женевской конвенции об автомобильном движении. Но это так называемые удостоверения IAA (удостоверения Международной водительской ассоциации). Чтобы их получить, не надо сдавать квалификационные экзамены, достаточно лишь собрать необходимые документы. Однако по стране с ними ездить нельзя. В России они недействительны, а предназначены, как пояснили в пресс-службе ГИБДД России, "только для участия в международном движении". Для перемещения по российским дорогам и права нужны российские. Теперь же госавтоинспекция хочет ввести только один вид прав - одновременно соответствующий международным стандартам и действующий в России, Европе и США. Причем внутри страны, по словам начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенанта милиции Виктора Кирьянова, права будут действовать как паспорт. "Новое водительское удостоверение в России станет и паспортом, и документом, удостоверяющим личность, - пояснил Виктор Кирьянов. - Карточка будет содержать электронный чип, на который запишут всю информацию о человеке. Проверить ее можно будет по единой базе данных водительских прав, которую ГИБДД планирует создать в ближайшее время". Сейчас образец российского варианта международного удостоверения находится на согласовании в ООН. Если все пройдет удачно, то Россия станет второй страной в мире, где водительские права приравниваются к паспорту. В настоящее время "паспортный режим" действует только в Соединенных Штатах. Новые удостоверения упростят работу инспекторам ГИБДД и облегчат жизнь всем автомобилистам, выезжающим из России или въезжающим в нее. Дело в том, что сейчас, когда в нашей стране фактически существует два вида прав - российские для внутреннего пользования (они признаются лишь в странах СНГ и Европы) и международные - для внешнего пользования, создается немало проблем. Так, в Америку надолго ехать с правами со значком RUS бессмысленно, даже если они нового образца с дублированием информации на латинице, сказали в пресс-службе ГИБДД. В аренду вам там машину, может быть, и дадут, но если задержитесь за океаном на несколько месяцев, вас все равно заставят сдавать экзамен. Поэтому надо обязательно получать международные права, которые представляют собой просто перевод вашего водительского удостоверения на восемь основных языков ООН: английский, арабский, испанский, китайский, немецкий, русский, французский и японский. Напомним, что председатель правительства Михаил Фрадков одобрил концепцию создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно- визовых документов нового поколения. Соответствующее распоряжение подписал глава кабинета министров, сообщает пресс-служба правительства. Концепция определяет правовые, социальные, организационно-технические и финансово- экономические основы введения в Российской Федерации паспортно-визовых документов, содержащих биометрические данные их владельцев. В связи с этим рекомендовано заинтересованным федеральным органам государственной власти учитывать положения концепции при формировании и реализации проектов и программ, содержащих мероприятия по введению в РФ паспортно-визовых документов нового поколения.
"Тройке" ставим тройку
Неделя - коту под хвост, или Как нелегко стать законопослушным водителем