Чтобы не получилось как всегда
Дума Хабаровского края высказалась против поправок в Закон "О безопасности дорожного движения".
Так уж повелось, что в регионах Дальнего Востока и Сибири бегает множество автомобилей с правым рулем. В Хабаровском крае, например, они составляют более 80 процентов всего автомобильного парка. А в Приморье этот показатель превысил 90 процентов.
Экспансия подержанных автомобилей из Японии идет через порты Находка, Владивосток и Ванино. Волна седанов, микроавтобусов и внедорожников докатилась до Урала. Не случайно митинги протеста против повышения таможенных сборов за ввоз подержанных японских автомобилей состоялись недавно не только во Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Благовещенске, Комсомольске-на-Амуре и других дальневосточных городах, но и в Иркутске, Новосибирске и Красноярске. Десятки, если не сотни тысяч автовладельцев ездили с включенными фарами, привязав к антеннам банты оранжевого цвета. Власть увидела и услышала "протестантов".
Вопрос о запрете ввоза подержанных машин был снят с обсуждения. Правда, в уступчивость правительственных чиновников мало кто из дальневосточников поверил. В том числе и депутаты Законодательной думы Хабаровского края, высказавшие свою точку зрения при рассмотрении вопроса о внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Авторы поправок, регламентирующих ввоз, регистрацию и эксплуатацию автотехники, не соответствующей действующим требованиям, непосредственно на запрете правого руля не настаивают.
- Технические вопросы с правым рулем решить вполне возможно, - сказал депутат Александр Петров. - Но здесь просматривается не столько даже забота о выводе из кризиса отечественного автопрома, сколько лоббирование интересов европейских автомобильных концернов.
А заместитель председателя краевой Думы Николай Цилюрик был вообще категоричен: новый законопроект противоречит Конституции, поскольку ограничивает права и свободы гражданина и нарушает принцип рыночных отношений. Заметное единодушие царило на заседании. Депутаты посчитали, что автомобилисты Дальнего Востока и Сибири натиск власти все равно не выдержат. Нужный правительству закон будет принят.
Но нужно не рубить сплеча, а решать проблему в перспективе. Скажем, вполне резонным будет введение запрета на ввоз подержанных автомобилей с правым рулем примерно с 2010 года. К такому повороту хорошо приготовятся не только российские власти и автолюбители, но и японская промышленность. Сейчас наших автовладельцев хотели заставить за свой счет переставлять руль, но эта операция стоит больше, чем сам автомобиль. Но заводы соседней страны могут сразу выпускать "леворукие" машины. Ведь не только подержанные иномарки поступают на российский рынок. Расширяется рынок продаж новых, сертифицированных для России авто, с подогнанными под российское топливо двигателями.
Сегодня и "правые", и "левые" не отрицают факта: нам нужны свои хорошие дороги, нужен свой, российский, народный автомобиль, чтобы в нем было бы удобно и безопасно ездить, чтобы он был по карману среднему покупателю.