Жизнь без ГАИ
Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о ликвидации ГАИ и поручил своему правительству за три месяца реорганизовать департамент государственной автоинспекции МВД в государственную службу безопасности дорожного движения. Между тем в других странах уже давно обходятся без аналогов нашей Госавтоинспекции. Как у них?
Америка
Как таковой дорожной полиции в Америке не существует. За порядком на дорогах следят патрульные автомобили полиции штата или города. Гражданские машины останавливают редко - только при сильном подозрении на то, что дело нечисто. Серьезными нарушениями правил являются превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, вождение в нетрезвом виде или открытое неуважение к другим участникам дорожного движения. Во многих штатах наличие в салоне автомобиля открытой бутылки спиртного или банки пива может послужить основанием для проведения теста на уровень алкоголя в крови.
Если полицейский остановил машину за нарушение правил движения, то водителю выдадут стандартный бланк с указанием, какие нарушения он допустил, и предписанием явиться в местный суд, который и назначит наказание. Причем в суд придет и полицейский, который вас остановил. И уже в суде он должен доказать, что оштрафовал вас правильно. Дорожные штрафы могут быть оспорены в суде, но в случае решения не в вашу пользу оплачены в течение 15 дней со дня происшествия. Кстати, вероятность выигрыша в суде оценивается как тридцать процентов из ста.
При аварии без жертв участие полицейских минимально - они только документально фиксируют происшествие. С американским автоинспектором нельзя спорить, выходить из машины и пытаться скрыться - догонят, наденут наручники и посадят за решетку.
Великобритания
В Британии тоже нет специального подразделения, отвечающего за безопасность дорожного движения. Никогда сотрудник полиции не остановит водителя просто так-для этого необходимы веские основания. В основе общения "полицейский - водитель" лежит взаимоуважение. Чтобы водителю выписали штраф, нужно совершить очень грубое нарушение правил дорожного движения.
В туманном Альбионе основную ставку сделали на использование так называемых автоматических камер слежения. Если поблизости нет бобби, а водитель проехал на красный, то через несколько дней ему пришлют извещение на весьма внушительную сумму. Камеры установлены в среднем через каждые 30 миль на трассах, на въездах в город и на обыкновенных улицах. Впрочем, на загородных дорогах в различньгх графствах английские полицейские не брезгуют и обыкновенными методами - засадами и использованием законспирированных автомобилей. Нарушителя ловят, начисляют баллы и заставляют нести заслуженное наказание. Например, при вождении в состоянии алкогольного опьянения злоумышленник сразу же получает 12 баллов и лишается прав на срок до 3 лет. В городах же с превышением скорости борются по старинке - через каждые несколько сот метров установлены "лежачие полицейские", так что особо не разгонишься.
Испания
Хотя Испания - одна из немногих стран, где все-таки существует отдельное подразделение, следящее за порядком на дорогах, там нечасто увидишь дорожную полицию. Испанские "гаишники" стоят в основном на центральных автострадах и следят за скоростью движения. Причем результат общения во многом зависит от добродушия служителя закона и вашего собственного обаяния. Полицейский может строго покарать за мелочь, а за серьезное нарушение лишь пожурить.
Как и в остальных странах Евросоюза, самые серьезные нарушения здесь - наличие алкоголя в крови и чрезмерное превышение скорости. Дорожной полиции разрешается собирать "небольшие" штрафы (до 600 евро) на месте. В остальных же случаях нарушителю вручается Boletin de Denuncia, в котором указывается характер нарушения и штраф. На обжалование наказания у водителя есть 15 дней. Кстати, в Испании с быстрой ездой борются как с помощью скрытых засад на поворотах дорог, так и с помощью автоматических камер. Если последние фиксируют, что скорость превышает допустимую, то ближайший сотрудник попросит вас остановиться и оплатить штраф.
Германия
Работа немецкой дорожной полиции практически незаметна. Но попробуйте что-нибудь нарушить - патрульная машина мгновенно появится из-за ближайшего стога сена. Зная любовь немецких жителей к пиву, немцы каждую патрульную машину оснастили штатным алкометром. Кстати, суровость местной госавтоинспекции напрямую зависит от ее месторасположения. Например, особенно строги наряды в северных землях, где близко границы с "неблагополучными" странами вроде Польши и Голландии.
Многие перекрестки оснащены камерами, фиксирующими нарушение, номер машины нарушителя, а также лицо водителя. Проезд на красный - около
100 евро, пересечение сплошной линии - от 150 и лишение прав сроком на один месяц.
Ловят и из кустов. Но любой желающий может позвонить в полицию и узнать, когда в кустах будет прятаться наряд, а также залезть в Интернет и посмотреть месторасположение всех автоматических камер.
Немалую ставку сделали в Германии и на стукачество: если твой "Порше" пронесся со скоростью 120 км/ч там, где можно ехать только 60, - первая попавшаяся бабушка поспешит в телефонную будку и заложит негодяя.Франция
Французский полицейский наиболее близок нашему по любви к деньгам. Иногда он даже берет взятки, правда, штрафы все равно выписывает, но уже поменьше. Платить лучше сразу - размер выплат снижают на 30 процентов тому, кто рассчитывается на месте. Правда, опять же - только за мелкие нарушения. Французский водитель может не признавать себя виновным, но тогда от него потребуют заплатить сумму, которая обычно меньше штрафа и которая, в случае выигрыша в суде, возвращается водителю.
Надо помнить, что с изменением погодных условий в этой стране меняются и ограничения скорости, поэтому если в хорошую погоду полицейских не увидишь, то в плохую они тут как тут. Кстати, водители со стажем меньше двух лет не имеют права ездить быстрее 80 км/ч на обычных трассах и 110 км/ч на магистралях.
Любимое занятие французских "гаишников" - проверки на трезвость. Они практикуются довольно часто, однако штрафуют тут разборчиво - в зависимости от степени опьянения.
Во всех перечисленных странах попавший в аварию (без жертв) водитель просто звонит своему страховому агенту. И дальше уже разбирается страховщик - он будет ждать полицейского, который зафиксирует факт аварии. Будет заниматься оформлением документов и ходить в группы разбора. Водитель авто в это время спокойно занимается своими делами.