Испытания для водителя и его железной леди
Что необходимо иметь владельцу любого транспортного средства, прежде чем выехать на своем четырехколесном любимце на улицы города? Исправный автомобиль и талон технического осмотра, который подтверждает его полную пригодность для движения по дорогам. Можно позавидовать хозяину новенькой машины, у которого все технические вопросы решены самим фактом покупки исправного транспортного средства. А как быть тому, чей автомобиль перенес уже немало дорожных испытаний и проехал не одну сотню тысяч километров? Ему технический осмотр надлежит проходить каждый год. Естественно, всякий раз прилагая определенные усилия для того, чтобы подготовить автомобиль для уверенного движения по дорогам.
Чтобы лучше разобраться во всех тонкостях дела, я отправилась на станцию технического осмотра (СТО) Кировского района. В тот день здесь находилось около десятка машин. Трое контролеров внимательно проверяли техническое состояние каждой из них. Со стороны процедура техосмотра показалась мне не особенно сложной. Однако сразу обратил на себя внимание раздосадованный владелец ВАЗ-2105, быстро сев в свой автомобиль, он уехал со станции диагностики, судя по всему, «несолоно хлебавши».
— При проведении технического осмотра нередко выясняется, что тот или иной автомобиль имеет такую неисправность, при которой его эксплуатация категорически запрещена, — объясняет мне причины недовольства водителя старший государственный инспектор технического надзора майор милиции Юрий Лазарев. — Разумеется, владелец автомобиля должен устранить выявленную контролерами неисправность. Однако не каждый водитель понимает, что требования, предъявляемые к техническому состоянию машины, это не наша прихоть, а забота о безопасности. Причем не только самого хозяина автомобиля, но и всех участников дорожного движения. Отсюда порою и недовольство со стороны водителей, и желание каким-то образом обойти процедуру диагностики.
А ведь техосмотр позволяет решать несколько очень важных задач. Прежде всего это проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортного средства всем требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и норм обеспечения безопасности дорожного движения. Во-вторых, это предупреждение и пресечение преступлений и административных нарушений, связанных с эксплуатацией автомобиля. В-третьих, это выявление похищенного автотранспорта, а также лиц, скрывшихся с мест совершения дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, по результатам технического осмотра ведется государственный учет состояния безопасности дорожного движения. И все эти задачи мы успешно решаем. Так что необходимость проведения техосмотра, думаю, должна быть ясна буквально каждому владельцу машины.
— Юрий Сидорович, кто именно в нашем городе занимается проведением технического осмотра автомобилей?
— У нас есть только одна государственная структура по диагностике транспорта. В основном же техосмотр проводят частные структуры. Выбор претендентов на этот вид деятельности проходит на конкурсной основе ежегодно в январе. Проводит конкурс Управление ГИБДД по Волгоградской области. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, желающие заниматься проведением техосмотра, должны иметь необходимое оборудование и помещение. Специальная комиссия осматривает буквально каждый такой пункт и определяет, насколько его подготовка соответствует нормативным документам о порядке проведения технического осмотра, зарегистрированным в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ. Там, где есть все необходимые условия, и располагаются станции СТО.
—А как часто владельцы автомобилей обязаны посещать СТО?
— Транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, подлежат техосмотру один раз в два года. Те автомобили, которые были выпущены свыше пяти лет назад и год выпуска которых не установлен, проходят диагностику один раз в год. А вот владельцы легковых автомобилей, используемых для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусов и грузовых машин, оборудованных для систематической перевозки людей (с численностью мест для сидения более восьми), а также специализированных транспортных средств и прицепов к ним, служащих для перевозки крупногабаритных и опасных грузов, обязаны переоформлять талон техосмотра два раза в год.
Стоит заметить, что сейчас подобная обязанность не слишком сложна для автовладельцев. Ведь если раньше техосмотр проводился в определенные сроки, то теперь эта процедура проходит в течение года — в зависимости от отметки в талоне предыдущего осмотра. Со своей стороны мы делаем все от нас зависящее, чтобы не отнимать у владельцев автотранспорта много времени и сил. Именно для этого весь транспорт распределяется для прохождения техосмотра равномерно в течение всего года, и в талоне делается отметка по разным месяцам. (Исключением является лишь январь, когда, напомню, среди частных структур проходит конкурс на право проведения техосмотра.) Однако хотелось бы напомнить владельцам машин, что лучше не откладывать эту процедуру на последние дни, так как это создает определенные неудобства, в первую очередь для них самих. Большинство водителей приезжает на СТО в конце месяца, отмеченного в талоне, и в результате такого скопления не всем из них вовремя удается получить талон. Так что лучше решать все вопросы с техосмотром заблаговременно.
— Вернемся к водителю ВАЗ-2105, который уехал со станции техосмотра, так и не получив желанный талон. Как ему следует теперь поступить?В течение 20 дней ему необходимо повторно предоставить свой автомобиль для осмотра. При этом проверка будет проводиться только по тем показателям, которые на сегодняшний день не соответствовали требованиям безопасности дорожного движения. А вот если водитель «жигулей» приедет на СТО позже этого срока, процедуру диагностики ему придется пройти в полном объеме.
—А что делать автовладельцу, если он в силу каких-то обстоятельств не смог вовремя пройти техосмотр?
— Все зависит от того, насколько эти причины уважительные. Если гражданин, например, заболел или был в командировке, он может приехать на СТО в любое удобное для него время и предоставить машину для осмотра. А вот если причины неуважительные, владелец автомобиля будет привлечен к административной ответственности.
— Изменился ли порядок прохождения техосмотра в этом году?
— Во-первых, водителям необходимо предоставлять новую квитанцию об оплате госпошлины. Во-вторых, для негосударственных СТО требуются две квитанции: одна — на сумму 30 рублей (оплата госпошлины), а другая — 80 рублей (стоимость талона техосмотра). Оплата за инструментальный контроль осмотра транспорта и оказание услуг производится наличными в кассах на станциях техобслуживания.
— Какие документы необходимо иметь водителю для того, чтобы быстро и беспрепятственно получить талон, разумеется, в том случае, если его автомобиль пройдет все «испытания»?
— Документ, удостоверяющий личность;
водительское удостоверение (улиц, прибывающих на жительство в Российскую Федерацию на срок шесть месяцев и более, должно быть российское водительское удостоверение, выданное в установленном порядке);
медицинскую справку установленного образца;
свидетельство о регистрации транспортного средства;
квитанции об уплате установленных налогов и об оплате за проведение техосмотра; регистрационные документы на оборудование транспортного средства специальными звуковыми и световыми сигналами (если таковые имеются);
договор с рекламодателем (если автомобиль используется для рекламы).
Ну и конечно же машина должна быть в обязательном порядке оснащена аптечкой и огнетушителем. При соблюдении всех этих условий талон технического осмотра водитель получит в самые короткие сроки.
— Иногда бывает и так, что собственником автомобиля является лицо недееспособное или ограниченное в дееспособности, либо несовершеннолетний. Каков порядок прохождения техосмотра для этих граждан?
— В случае когда владельцем автомобиля является лицо, признанное судом недееспособным, его представляет опекун. Для лиц, ограниченных в дееспособности, необходимо письменное согласие попечителя. Что же касается несовершеннолетних
собственников до 14 лет, то в этом случае транспортное средство для осмотра предоставляется родителями, усыновителями или опекунами (при предъявлении свидетельства о рождении). Если же собственником является лицо от 14 до 18 лет, транспортное средство может предоставляться представителем этого собственника — в присутствии владельца и с письменного согласия родителей.
— Предположим, кто-то прибыл к нам из другого региона и имеет временную регистрацию. Необходимо ли ему повторно проходить техосмотр своего автомобиля?
— В этом случае всего лишь происходит замена талона, выданного по месту постоянной регистрации автомобиля, на новый. При этом проверка технического состояния автомобиля не производится.
— Юрий Сидорович, что вы хотели бы пожелать водителям, которым еще только предстоит проходить диагностику своего транспорта?
— Прежде всего, серьезно и ответственно подойти к этому вопросу. А после успешно выдержанного испытания на соответствие автомобиля всем предъявляемым требованиям — счастливого и безаварийного пути!
***
фото: