Перейти к основному содержанию

Главная      Законы теперь не лежат под сукном

Законы теперь не лежат под сукном

Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Б. В. Грызлова на закрытии весенней сессии 2005 года "Об итогах весенней (2005 года) сессии

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 8 июля 2005 года

Вчера завершилась очередная весенняя сессия Государственной Думы. Позади многомесячная работа над законопроектами, направленными на совершенствование правовой базы в самых различных сферах жизни общества. Итоги деятельности депутатского корпуса в своем заключительном слове подвел Председатель Госдумы Борис Грызлов.

Прошедшие полгода заставили всех нас во многом переосмыслить взаимодействие законодательной и исполнительной власти. Прежде всего это было связано с недостаточно качественной работой Правительства по реализации закона о льготных выплатах или с затягиванием сроков выполнения принятых на себя обязательств. Совместными усилиями удалось решить проблемы, возникшие на первоначальном этапе исполнения 122-го закона. При этом была реализована основная концепция закона - люди получили "живые деньги".

Уважаемые депутаты!

Завершается весенняя сессия 2005 года. Мы сумели сохранить высокий темп рассмотрения законодательных инициатив. Государственная Дума в эту сессию приняла 130 законов, 88 из них подписаны Президентом Российской Федерации.

Именно в четвертом созыве Государственная Дума смогла активизировать работу над законами, которые годами

"лежали под сукном". Этот процесс мы начали еще в прошлом году, и в эту сессию он получил продолжение. Приняты поправки в закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закон о государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов. Принят закон о концессионных соглашениях, ждавший своего часа почти десять лет.

Совершенствуя избирательное законодательство, депутаты определили условия развития отечественного парламентаризма на перспективу. Создана правовая основа для повышения роли партий как на выборах, так и в политической системе России в целом.

Наряду с укреплением партий появляется дополнительный механизм взаимодействия общественности и органов власти - Общественная палата Российской Федерации. Полагаю, что все мы, уважаемые коллеги, заинтересованы в том, чтобы этот орган был работоспособным, эффективным, чтобы он нашел свое место в политической системе России. Обеспечение общественной экспертизы законодательных актов остается одним из приоритетных направлений деятельности Государственной Думы, и присоединение к этому процессу Общественной палаты можно только приветствовать. Депутаты готовы помогать становлению Общественной палаты - сейчас в Государственной Думе готовятся предложения по расширению полномочий Общественной палаты в части гражданского контроля за соблюдением свободы слова. Вы знаете, что это было одним из положений Послания Президента Федеральному Собранию.

Говоря о других законодательных актах в сфере государственного управления и государственного устройства, необходимо отметить проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта Федерации, который мы рассмотрели сегодня в первом чтении. Таким образом, решение жителей Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа получает оформление на федеральном уровне.

Была продолжена кропотливая работа по совершенствованию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и других кодексов. Хотел бы обратить внимание на то, что именно поправками в Кодекс об административных правонарушениях мы сегодня решаем задачи, связанные с необходимостью повышения безопасности на дорогах.

Повышение безопасности дорожного движения как фактор сохранения жизни и здоровья людей остается в числе наших приоритетов. Полагаю, что после подготовки органами исполнительной власти предложений в рамках соответствующего поручения Президента мы сможем совместно активизировать эту работу.

Среди законов, регулирующих социальные вопросы, необходимо отметить поправки, повышающие размер базовой части трудовой пенсии и увеличивающие размер студенческих стипендий. Изменения, внесенные в бюджет текущего года, также имели социальную направленность.

В связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне депутаты Государственной Думы в первом чтении рассмотрели законопроект о городах воинской славы и в специальном постановлении подчеркнули недопустимость пересмотра итогов Великой Отечественной войны.

Государственная Дума продолжила активную работу в сфере межпарламентского сотрудничества. Для нас по-прежнему остается приоритетным развитие отношений со странами СНГ. Мы заинтересованы в устойчивом демократическом развитии наших соседей, связанных с нами общей историей, общими традициями, общими интересами. В СНГ проживают миллионы наших соотечественников, судьба которых не может быть для России безразличной. Поэтому мы уделяем особое внимание тем интеграционным проектам, которые уже эффективно работают.

Межпарламентское взаимодействие позволяет обсуждать самые сложные вопросы более неформально, чем допускают обычные дипломатические рамки. Прошли две сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, состоялся ряд мероприятий в рамках Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества.

ЕвразЭС уже доказало свою эффективность. Сегодня это одна из наиболее перспективных организаций на пространстве СНГ. В частности, наша Межпарламентская ассамблея значительное внимание уделяет согласованию позиций государств Сообщества на переговорах с ВТО.

Усилия ЕвразЭС направлены в том числе на то, чтобы развитие экономик наших стран служило основой и дополнительной гарантией укрепления безопасности. Для стран - участниц ЕвразЭС приоритетно обеспечение мира и безопасности в Центральной Азии.

Одним из ориентиров законотворческой работы на 2005 год стало Послание Президента Федеральному Собранию. Государственная Дума сформировала пять рабочих групп для разработки законодательных предложений по ряду направлений, обозначенных в Послании.

Некоторые инициативы Президента уже реализуются. Отменен налог на имущество, передаваемое в порядке наследования, приняты поправки в Гражданский кодекс о сокращении срока исковой давности по недействительным сделкам с десяти до трех лет.

Прошедшие полгода заставили всех нас во многом переосмыслить взаимодействие законодательной и исполнительной власти. Прежде всего это было связано с недостаточно качественной работой Правительства по реализации закона о льготных выплатах или с затягиванием сроков выполнения принятых на себя обязательств. Совместными усилиями удалось решить проблемы, возникшие на первоначальном этапе исполнения 122-го закона. При этом была реализована основная концепция закона - люди получили "живые деньги".

Еще одно обстоятельство, прямо влияющее на взаимодействие с Правительством, - это неточность правительственных прогнозов. В результате мы должны были принимать закон о распределении дополнительных доходов федерального бюджета в середине года.

И, наконец, нас по-прежнему тревожит отсутствие четкого подхода к механизмам обеспечения экономического роста. Прежде всего обеспечения качества экономического роста.

Несмотря на все разногласия с Правительством, возникавшие в ходе сессии, должен подчеркнуть, что решать задачи формирования экономического законодательства мы можем только совместно. Действуя таким образом, по ряду направлений мы смогли достичь определенных результатов, в том числе путем жесткого отстаивания депутатами своих позиций.

Считаю, что такая настойчивость необходима, в частности, при разработке мер поддержки сельского хозяйства. В эту сессию было принято несколько важных законов, в том числе были облегчены условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога. Кроме того, для определения задач и перспектив развития агропрома существенную роль должна сыграть Всероссийская сельскохозяйственная перепись, закон о которой также был принят нами.

Ряд законов направлен на облегчение положения налогоплательщика, однако мы пока не можем сказать, что задача снижения налоговой нагрузки на экономику решена. Сохраняются такие проблемы, как административное давление на бизнес или недостаточность доступных кредитов. Оздоровление экономической среды должно быть продолжено. И одним из его направлений является защита конкуренции, законопроект о которой был нами принят в первом чтении сегодня.

Значительный общественный интерес вызвала работа над законопроектами об особых экономических зонах. Государство заинтересовано в создании таких "точек экономического роста" , в проведении последовательной стратегии по укреплению наших позиций в мировой экономике.

В ходе осенней сессии нам предстоит принять участие в разработке такой стратегии. Федеральный бюджет 2006 года планируется рассматривать в рамках трехлетнего бюджетного планирования. Бюджет должен стать инструментом развития, а не просто планом освоения средств. Обеспечение макроэкономической стабильности необходимо дополнить целенаправленными действиями по повышению темпов экономического роста, по привлечению инвестиций. В этой связи должен сказать, что предполагаемый на сегодняшний день объем инвестиционного фонда представляется недостаточным. Реализация необходимых инфраструктурных проектов - и в дорожной сфере, и в жилищно-коммунальном секторе, и в сельском хозяйстве - требует большего. Для развития высокотехнологичных секторов экономики государство также не может ограничиться одной лишь моральной поддержкой.

Кстати, и расходы на социальную сферу могут и должны рассматриваться как инвестиции - инвестиции в человеческий капитал, в будущее страны. Но при таком подходе мы вправе требовать от Правительства более детальных проектов и более серьезного финансирования преобразований в таких сферах, как образование и здравоохранение. Во многих проектах, которые мы видели до настоящего времени, методы достижения поставленных целей, а в ряде случаев и сами цели неубедительны. Реформы должны иметь четкую связь с повышением заработной платы в бюджетной сфере, только в этом случае мы добьемся повышения качества бюджетных услуг. Полагаю, что наша совместная работа с общественностью, с научными кругами должна быть более четко ориентирована не на декларации (в них недостатка нет), а на поиск путей решения конкретных проблем.

Мы продолжим работу над разграничением полномочий между уровнями власти, в том числе в связи с реформой местного самоуправления. Рассмотренные нами в первом чтении поправки к 131-му закону предусматривают для субъектов Федерации возможность самим выбирать сроки реализации муниципальной реформы. Но поправки в 131-й закон не ставят под сомнение ни необходимость реформы местного самоуправления, ни ее базовую концепцию.

Уважаемые коллеги! Предстоящая сессия также обещает быть напряженной. Помимо работы над федеральным бюджетом на 2006 год будет продолжено рассмотрение новых редакций Водного и Лесного кодексов. Как показало первое чтение, эти базовые законодательные акты нуждаются в существенной корректировке. Предстоит выработать дальнейшие шаги по усилению государственного контроля в сфере оборота спирта. Перед нами стоит немало и других задач.

В заключение, уважаемые коллеги, хотел бы поблагодарить всех за работу. Желаю вам хорошо отдохнуть и набраться новых сил.

Весеннюю сессию 2005 года Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации объявляю закрытой.