Перейти к основному содержанию

Главная      ПУТЕШЕСТВИЕ ТУДА, НЕ ЗНАЯ КУДА

ПУТЕШЕСТВИЕ ТУДА, НЕ ЗНАЯ КУДА

Новосибирские автомобилисты-экстремалы отправятся в места, где никогда еще летом не проезжало колесо автомобиля

УНИКАЛЬНЫЙ маршрут выбрали участники автомобильной трофи-экспедиции "Сибирский марафон-2004". Новосибирские любители экстремального отдыха постараются добраться до Тофаларии - практически недоступного района Восточных Саян, где проживает самая малочисленная народность России - тофалары. Зимой на машинах-вездеходах в те районы уже добирались, а летом - еще колесо автомобиля там никогда не проезжало.

"Страна Тофалария" , как называют ее путешественники, ученые и местные жители, отгорожена от остального мира крутыми горными склонами и множеством быстрых рек, сбегающих с заснеженных горных вершин. Тофалария - это удивительное, красивое место, которое находится на границе Иркутской области, Красноярского края, республик Тувы и Бурятии.

Уникальность "Сибирского марафона" еще и в том, что это не обычный трофи-рейд, в котором основная задача сводится только к преодолению маршрута, а полноценная экспедиция. Ее участники хотят добраться до Тофаларии, поговорить с местными жителями и передать материалы в краеведческий музей, чтобы всем рассказать о вымирающем народе. По данным переписи 2002 года, тофаларцев осталось 654 человека, а по последним сообщениям местных жителей - около 150. Сами тофалары причисляют себя к потомкам Чингисхана. А те, кто общался с ними, говорят, что по складу ума и по поведению тофы очень схожи с алтайцами. Участники экспедиции попробуют пообщаться с местными жителями на их языке, но что из этого получится и смогут ли они дотуда добраться, пока не знает никто.

Трофи-экспедиция "Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии" , традиционно организуемая новосибирским клубом экстремальных путешествий Off Road Master, в этом году станет уже шестой по счету. В предыдущие годы автоклуб покорял практически непролазные уголки Урала, Прибайкалья, Магадана, Хакасии, Алтая и др. Эта трофи-экспедиция, как и все предыдущие, стоит в зачете чемпионата России по трофи-рейдам. Так, например, в 2001 году после покорения Обь-Енисейского канала клубу вроде бы дали звание чемпионов России, но из-за сложной системы распределения наград никаких подтверждений до сих пор не получено.

Экспедиция "Легенды Тофаларии" разбита на три этапа. В первом этапе участвуют все желающие, и многие поедут даже семьями. Он включает в себя путешествие по асфальтированной трассе протяженностью около 1300 км до города Нижнеудинска. На второй этап пойдут уже полноприводные стандартные машины. Когда дальнейшее продвижение для них станет невозможным, участники разобьют опорный лагерь. После этого начнется третий этап - так называемый авантюрный участок. Туда пойдут только три-четыре самых подготовленных автомобиля и экипажа. На этом этапе, как показывает практика, не люди ездят на машинах, а машины на людях, поэтому каждая рабочая рука будет в цене.

Авантюрный участок включает в себя дорогу, точнее полное ее отсутствие, до селения Верхнее Гутара - это около 600 км в оба конца, потому что возвращаться участникам экспедиции придется по той же дороге. Из этого участка около 40 км - места, по которым никто никогда не ездил. Самая ценная информация в таких путешествиях не из карт, а от местных жителей, которые, кстати говоря, новосибирцев предупредили, что до конца маршрут они вряд ли смогут пройти. Участники экспедиции в предстоящем путешествии столкнутся с тем, с чем раньше они никогда не встречались, - горные болотистые перевалы.

Работающие в тех местах старатели пообещали найти для команды проводника, который укажет наиболее доступную тропу, потому как в таком путешествии приходится выбирать не самый сложный, а наоборот, самый простой путь. Проводник, возможно, присоединится к группе на машине "Урал".

Только в один конец команду ожидают восемь бродов через горные реки. Самая большая опасность и сложность - большая вода. Она может отнять у путешественников слишком много времени, пока они будут ожидать ее спада: солнце плохо, так как начинают таять ледники, и в дождь вода тоже поднимается. Поэтому август для путешествия был выбран неслучайно - июль должен все подсушить, чтобы команда смогла проскочить хотя бы туда. А обратно, как пошутил один из старожилов "Сибирского марафона" Александр Сухарев, команда будет возвращаться на вертолетах. Кстати, вертолет в Тофаларию летает два раза в неделю, а билет на него стоит от 4 до 8 тысяч рублей. Всего из Новосибирска отправится семь автомобилей марки Toyota и по одному УАЗу, Isuzu и Mitsubishi - предпочтение неслучайно отдается японским автомобилям - они очень хорошо себя проявили в предыдущих путешествиях. Каждая машина специально подготавливается к столь сложным маршрутам: усиливается подвеска, поднимается выше сама машина, увеличивая дорожный просвет, делается защита электрооборудования, в воздухозаборниках делаются отводы, чтобы вода не попадала в двигатель во время преодоления многочисленных бродов. Бывалые авто-экстремалы рассказали, что были случаи, когда подготовленные машины преодолевали броды до полутора метров. Непременно готовится специальное оборудование: лебедки, хай-джеки (домкраты, поднимающие машину до полутора метров), надувные домкраты.

Как рассказал Александр Сухарев, в свою машину Toyota Hi-lux Surf он вложил уже порядка 13-15 тысяч долларов, не считая ее первоначальной стоимости. Например, он вывел всю электронику под потолок, чтобы пока машину совсем не скроет под водой, она могла двигаться. В этом году он хочет испытать стационарную палатку, установленную на крыше автомобиля. Конечно, далеко не каждый участник трофи-экспедиции может себе позволить потратить такие суммы, но социальные различия стираются сразу за чертой города и остается только единая команда.

Понимая, что до самой Тофаларии экспедиция может не добраться, если, например, поднимется уровень воды, произойдет землетрясение, начнется пожар в тайге или в случае еще какого-нибудь форс-мажора, участники продумали запасной маршрут. Команда пойдет по Транссибу на юг к монгольской границе и вдоль нее - в сторону Алтая. В районе озера Джун-Куль есть старая заброшенная военная дорога, которая сильно заболочена, и находится она в высокогорье. По этой дороге экспедиция собирается добраться до Кош-Агача, откуда уже, предположительно в середине августа, вернется в Новосибирск.

В планах на будущее у автоэкстремалов есть задумки съездить в монгольскую пустыню Гоби, пройти зимой по льду Оби до Северного Ледовитого океана, съездить на старую сталинскую северную заполярную железную дорогу и другие не менее интересные маршруты. Но пока все мысли только о предстоящем покорении Тофаларии. Выезд из Новосибирска назначен на 11 часов утра в понедельник, 26 июля, с площадки между цирком и Вознесенским собором. Если участники экспедиции пройдут по намеченному маршруту, то, как шутят ее участники, в землю тофов можно будет открывать автобусное движение.

***

Местные жители предупредили путешественников, что до конца маршрут они вряд ли смогут пройти