Джигиты на "ягуарах"
Несколько мощных иномарок глубокой ночью подъехали к центральному парку Астаны, любимому месту отдыха жителей казахстанской столицы. Подтянувшись в одну шеренгу, по сигналу рванули с места. Округа наполнилась ревом двигателей и гарью жженых протекторов.
Заезд на скорости 150-180 километров в час продолжался недолго. Вскоре машины вернулись к точке старта, и все повторилось. Так продолжалось, пока у обитателей окрестных домов не лопнуло терпение и они вызвали дорожную полицию.
Когда 20-летних лихачей доставили в управление внутренних дел города и полицейские ознакомились с их документами, то зачесали в затылках. Энтузиазма не добавили и угрозы, которыми щедро сыпали задержанные, суля стражам порядка большие проблемы - вплоть до увольнения.
Родители великовозрастных оболтусов занимали высокие должности в таможенных органах, департаменте финансовой полиции. Тем не менее в городском управлении внутренних дел решили сыграть ва-банк. В отношении автомобильных хулиганов были возбуждены административные дела, по решению суда их оштрафовали на значительную сумму. Однако денежная сторона этой проблемы не самая главная. Продолжение ночной истории оказалось слишком болезненным для родителей доморощенных шумахеров, допустивших "проколы" в воспитании чад. Они как раз получили то, чем их отпрыски грозили полицейским: одни были уволены с работы, другие существенно понижены в должности. Столь быстрая и крутая расправа очень напоминает о командно-административном стиле руководства советских времен. Но вряд ли кто станет оспаривать его эффективность. Главная цель была достигнута - ликвидирована в зародыше весьма опасная забава "золотой молодежи", получившей наглядный урок.
Столичные забавы можно было бы считать случайным эпизодом сегодняшней казахстанской действительности.Но это не так. Подобные истории характерны для многих крупных городов республики. Особенно сильно такой процесс проявился в полутора-миллионной Алма-Ате. И борьба с ней оказалась более сложной и запутанной, нежели в Астане, где, подобно Александру Македонскому, одним ударом меча разрубили гордиев узел.
Одержимые скукой молодые лоботрясы из богатых семей считают ночные автомобильные гонки на проспектах города своим правом. Меньше всего они думают о том, что под колесами их автомобиля могут оказаться случайные прохожие. Эта потенциальная угроза сохраняется постоянно.
В попытках сотрудников дорожной полиции пресечь опасные развлечения молодые люди видят дополнительный, щекочущий нервы стимул. Заметив приближающийся патруль, юные владельцы "ягуаров" и "феррари" кидаются наутек, и не дай бог, кого-нибудь из них задержать. Тут же вступает в силу "телефонное право", которое давно и с успехом практикуется в Алма-Ате. Многочисленные благодетели заполняют эфир просьбами и угрозами. Кто только не обращается к руководству дорожной полиции с советами "войти в положение". Стражей порядка настолько достали этими звонками, что руководство городского управления категорически запретило личному составу вести подобного рода разговоры.
Тем не менее правоохранительные органы Алма-Аты постепенно перехватывают инициативу. Взяты под контроль магистрали, используемые для автогонок. На очень заманчивой в этом смысле Площади Республики, например, установлено постоянное дежурство. Номера "засветившихся" лимузинов занесены в компьютерную базу данных. Короче, лихачей обложили со всех сторон. Тогда те решили легализовать свои развлечения, организовав собственный автоклуб. И даже заручились поддержкой некоторых известных в городе лиц. Но попытки под этим прикрытием проводить гонки были решительно пресечены полицией. В конечном счете "ребятки" оказались за пределами Алма-Аты, где и играют сейчас в свои небезопасные игры. В споре между отчаянием молодости, подкрепленным тугим папиным кошельком, и здравомыслием зрелости победил реальный подход к делу. Во всяком случае пока победил.
Алма-Ата.