Перейти к основному содержанию

Главная      ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ, ГОСПОЖА "ПОБЕДА"

ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ, ГОСПОЖА "ПОБЕДА"

АЛЕКСЕЙ НИКИТИН СОБИРАЕТ КОЛЛЕКЦИЮ ЗНАМЕНИТОЙ ЛЕГКОВУШКИ "ГАЗ-М20"

Первую "Победу" он купил семь лет назад, через два года появилась вторая, потом третья и четвертая...

ГАЗ-М20 "Победа" - первый советский послевоенный малолитражный автомобиль для населения. Летом 1945 года автомобиль был представлен Сталину. Относительно названия - предполагалось назвать машину в честь Победы советского народа над фашизмом - вождь выразился так: "Невелика победа, но пусть будет - Победа". Автомобиль не понравился ему простотой своих форм. И тем не менее "Победе" было дано "добро": в 1946 году сошел с конвейера первый автомобиль.

Машину заметили на Западе. Ее показали на открытии монумента советскому солдату в Трептов-парке в 1949 году. По внешнему виду "Победа" походила на многие западные марки того времени, что дало повод одному иностранному журналу назвать нашу машину воспроизведением английской модели. Однако много было и тех, кто считал ее исключительно русской машиной, отмечая наиболее сильную сторону - способность работать на любых дорогах. Автомобиль ГАЗ-М20 "Победа" экспортировался во многие страны социалистического лагеря, а также в Австрию, Финляндию и Бельгию.

По собственному признанию Алексея Никитина, он никогда не думал, что у него будет когда-нибудь автомобиль.

"Автомобилизация" Никитина началась с отцовского мотоцикла, ныне забытой венгерской марки "Паннония" 1967 года выпуска. Родитель хотел уже избавиться от мотохлама, продав его за копейки, но сын воспротивился и решил реанимировать машину.

А вскоре была куплена "Победа". Способствовал тому... дефолт. Накопленные сбережения в момент обесценились в 5-6 раз. И тут в газете Никитин увидел объявление о продаже машины за 6 тысяч рублей. Несмотря на инфляцию, хозяин авто не стал увеличивать цену, и Алексей решил, что покупка машины станет наилучшим вложением его капиталов, составлявших как раз 6 тысяч "деревянных".

Купленной "старушке" было тогда 44 года. Она успела поработать такси в калужском таксопарке, затем ее приобрел прежний хозяин, которому она служила сорок лет. Пару лет проездил на ней и Никитин. Сегодня эта машина находится на капитальном ремонте, зато уже пять лет автовладелец вполне благополучно передвигается на своей второй машине марки "Победа".

Известную фразу о том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, Алексей в полной мере подтверждает примером. Вот уже несколько лет он с другом Сергеем Петровичем Денисовым совершает на древнем автомобиле дальние путешествия. Два года назад было положено начало череде путешествий "к истокам". Друзья предприняли поездку к истоку Оки. Великая русская река начинается с маленького родничка в Орловской области, изливающегося в бережно подставленные деревянные ладони. В 2004 году Никитин и Денисов съездили к истоку Дона.

Самое интересное и длительное путешествие было совершено в прошлом году. И называлось оно соответствующе - "Трансконтинентальный перелет "Калуга - Нижний Новгород". Смысл названия Алексей Никитин разъяснил так: Нижний Новгород - родина Валерия Чкалова, совершившего трансконтинентальный перелет. Одновременно ехали к себе на Родину двое из их троицы. Сергей Петрович родился по паспорту в городе Богородске, что по пути к Нижнему. На конвейере Горьковского автозавода "родилась" и "По" - так ласково называет свою машину Никитин. Проехав по всем крупным окским городам: Тарусе, Серпухову, Кашире, Коломне, Рязани, Касимову, Мурому, Павлову, 9 Мая 2004 года они на "Победе" оказались у проходной ГАЗа.

К сожалению, еще более грандиозный переезд, задуманный в этом году, не был осуществлен. Московский автоклуб "М20-"Победа", объединяющий владельцев и коллекционеров этой марки машин, собирался предпринять автопробег Москва - Берлин и в канун 60-летия Победы над фашистами и окончания Второй Мировой войны торжественно проехать по улицам столицы Германии... В числе восьми "Побед" должна была ехать и калужская машина. Не получилось.

Задаю вопрос автовладельцу, как машине удается выдерживать такие серьезные "перелеты" - возраст для нее, прямо скажем, критический!

- Машина очень умная, - говорит водитель. - Ломается только дома, по приезду.