Колонка обозревателя
Правило трех "Д"
С хамством на дорогах не сталкивался разве тот, кто не выходит из дому. Конфликты возникают, как правило, когда участники движения не могут поделить улицу. Со мной же не далее как в пятницу произошел иной случай. Попытка претендовать на право пользоваться тротуаром в одном из спальных районов Иркутска едва не закончилась трагически: водитель джипа не просто пресек это право грязными ругательствами, но и решил проучить, направив свое авто на мою приятельницу.
Такой поворот событий был неожиданным. Судорожные выискивания номерного знака на положенном ему месте ничего не дали. Не было у машины и транзитных номеров. Зато моя знакомая разглядела на сиденье рядом с водителем человека в форме ГАИ. Выходит, что вся сцена состоялась при молчаливом присутствии того, кто должен следить за порядком на улице. Случай нетипичный, но, как показала практика, и такое происходит.
Правда, мою спутницу очень позабавило охватившее меня оцепенение. Водитель с небольшим стажем, она уже хорошо знакома с грубостью на дорогах и вовсе не удивлена происшедшим. "Ты не за рулем, поэтому так реагируешь, радоваться надо, что невредимыми остались", -- пыталась она вернуть мне чувство реальности. На улицах города случаются выяснения отношений с применением водителями монтировок.
А реальность такова, что культура вождения иркутян приводит в состояние шока тех, кто за рулем преодолел границы не одного российского региона. И столица Восточной Сибири, по оценкам компетентных экспертов, даст фору отвязному в этом смысле Владивостоку.
В Уфе нынешней зимой местный автоклуб объявил декаду вежливости. Затевалось все с целью заставить водителей и пешеходов с уважением относиться друг к другу. В связи с этим в течение десяти дней на улицах города автомобилисты пропускали на "зебре" пешеходов. А последние, в свою очередь, не должны были перебегать дорогу в неположенных местах. Следили за этой идиллией на проезжей части сотрудники городской ГАИ. На этот период была организована "горячая" телефонная линия. Жители города "сигнализировали" о том, где, по их мнению, нужны светофоры, лежачий полицейский, дорожный знак или автостоянка.
Принято считать, что хамство не влияет напрямую на безопасность движения. И квалифицируется оно как хулиганство. Говоря иными словами, решись я наказать обидчика, надо было бы обратиться в милицию со всеми вытекающими последствиями, как то: написание заявления, поиск свидетелей и тому подобное. Сотрудница городской автоинспекции рассказала, что телефонных звонков о том, что кто-то где-то повел себя на дороге дерзко, в ГАИ поступает достаточно большое количество. "Но дальше звонков дело, как правило, не идет, -- объясняет она. - Стоит только сказать, что отношения с хамом надо будет выяснять в суде, и сразу пыл наших сограждан утихает. Судебная машина достаточно бюрократичная, и у людей есть предубеждение, что дело увязнет в хождении по кабинетам".
Значит ли это, что сотрудники ГАИ имеют полное право оставить без внимания такие обращения? Моя собеседница уже традиционно ссылается на то, что численность личного состава ГАИ составляет 37% от необходимого количества патрулей. Здесь даже психологически невозможно воздействовать на нарушителей, ведь, как резюмировала она, менталитет отечественных водителей позволяет приводить их в чувство самим видом человека в форме. Хотя даже сегодня за управление машиной в нетрезвом виде водитель лишь в редких случаях лишается прав, все обычно заканчивается штрафом. Гаишники убеждены, что суды избегают таких решений, чтобы оградить себя от жалобщиков.
Тем не менее причиной достаточно большого количества происшествий является хамское отношение к правилам дорожного движения. Для справки: в Иркутске в прошлом году произошло 11850 ДТП, практически в каждом девятом из них пострадали люди. При этом 82 человека погибли и 1785 получили травмы. По области было совершено 40003 происшествия, в которых погибли 539 человек и ранено 4875. По России статистика такова: 208558 ДТП, погибли 34509 человек и ранено 251386. В среднем по стране на 10 тыс. автомобилей произошло 62, 5 дорожно-транспортных происшествия. В Иркутской области этот показатель составил 68, 4, в Красноярском крае -- 71, а вот в Томской области -- 35, 8.
У местных водителей, а их по количеству зарегистрированных в городе автотранспортных средств должно быть около 176, 5 тысячи человек, в дополнение к Правилам дорожного движения есть еще несколько правил. Вот, к примеру, самое цитируемое: если лезешь -- не тормози, если тормозишь -- не лезь! А о правиле трех "Д" -- дай дураку дорогу - я узнала от шофера, который за 24 года не совершил ни одного ДТП.
Как мы уже выяснили, дорожное хамство не всегда удается наказать. А вот власти австралийского штата Виктория в прошлом году обеспокоились моральной стороной этого явления.Там считают, что водители, ставшие жертвой грубости со стороны другого участника движения, имеют право на извинения со стороны оскорбителя. В связи с чем там посчитали необходимым оснастить все машины специальными "извинительными" табличками. В случае неаккуратного действия водитель сможет включить подсветку на табличке со словами извинения и пострадавший получит хоть какую-то сатисфакцию.
Возможно ли такое в России, где народный избранник избил инспектора ГАИ за то, что последний остановил депутата за превышение скорости? При этом наваждением московских водителей стали многочисленные кортежи с мигалками, которые обслуживают не только высокопоставленных чиновников, но и членов их семей, гоняющих по улицам с бешеной скоростью. Многие жители столицы с тоской вспоминают старые, добрые времена, когда дороги в Москве перекрывали только для Леонида Ильича Брежнева, а остальные государственные деятели были куда скромнее сегодняшних.
Относительно хамства на дорогах мой коллега как-то сказал: "По тому, как кто выезжает на перекресток, можно составить психологический "портрет" не только каждого отдельного участника дорожного движения, члена общества, но и самого общества". Тогда выходит, что водителей-хамов нам остается просто пожалеть. Таким образом они выплескивают нажитые в непростой современной российской действительности комплексы, подпирая свое убогое "я" жалкими представлениями о "крутизне".