Перейти к основному содержанию

Главная      МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

На страницах "Автоклуба" в 2004 году мы не раз публиковали материалы о проблемах детского дорожно-транспортного травматизма. В прошлом году сотрудникам ГИБДД удалось сократить уровень детского травматизма в республике на 15 процентов, а в городе Кызыле на 19, 5. И этому, конечно же, предшествовала большая работа. Но сегодня хочется поговорить не о том, что сделано сотрудниками ГИБДД, а, пожалуй, о самом главном - роли семьи в привитии детям навыков правильного поведения на улице. Ведь то, чему учат в детском саду, школе, несоизмеримо с тем, что может дать ребенку семья.

Совершенно очевидно: чем раньше ребенок научится правильно вести себя на улице, тем больше обезопасит себя.

Начинать знакомство детей с правилами дорожного движения следует с того времени, когда ребенок самостоятельно сделает свои первые шаги. Знакомить малыша с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент, на улице, во дворе, на дороге. Гуляя, обязательно вслух комментируйте все, что происходит на дороге с транспортными средствами и пешеходами. Например, объясните, почему сейчас вам нельзя переходить дорогу, какие правила существуют для пешеходов и автомобилей; укажите на нарушителей, сказав, что они поступают не правильно, рискуют попасть под машину.

Большинство ДТП с участием детей происходит когда дети находятся на проезжей части. Чаще происходит это потому, что внимание детей было чем-то отвлечено. Рассказывая о происшествии, дети, как правило, говорят, что они не заметили приближающийся транспорт, то есть они не могли своевременно отреагировать на опасность. Поэтому нужно учить ребенка смотреть по сторонам: у него должен быть выработан твердый навык - прежде чем сделать первый шаг с тротуара, следует повернуть голову и осмотреть дорогу. Эти действия должны быть доведены до автоматизма.

Ошибка "опасность не видна, значит, ее нет" типична для ребенка. Больше половины несчастных случаев с детьми происходит в обстановке, когда увидеть опасность дети не могут.

Как научить детей избегать этой ошибки? Как воспитать осторожность, навыки предвидения опасности?

Первое: создать условный рефлекс - "опасность препятствия, закрывающего обзор улицы". Надо добиваться, чтобы ребенок, видя, скажем, автобус на остановке, опасался того, что за этим препятствием может двигаться машина.

Как это сделать? Подойдите к стоящему на остановке автобусу вместе с ребенком и обратите его внимание на то, как часто из-за автобуса внезапно и бесшумно выезжает автомашина. Объясните, что может произойти, если он выбежит на дорогу не глядя по сторонам.

Обзору дороги может мешать не только автобус. Это и группа машин, и деревья, и дома.

Ребенок не должен забывать о том, что за разными предметами на дороге часто скрывается опасность.

И самое главное - сами всегда соблюдайте правила дорожного движения. Нарушая правила, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям.

Здесь уместно вспомнить слова замечательного педагога А. С. Макаренко: "Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома... "