Велосипедист всегда прав
Чтобы нам колесить по Китаю, мало выучить их толстые правила дорожного движения
Есть только два правила. Прав тот, у кого больший диаметр колес. И второе -велосипедист всегда прав... На приеме по случаю открытия отделения хабаровского Консульства КНР во Владивостоке некоторые гости дарили новому главе отделения Жэнь Чжень Хуаню подарки и вручали визитки. Протиснувшись сквозь народ, разгоряченный вкусной закуской и запредельной восточной музыкой, я тоже заговорил по-русски с китайским дипломатом. В голове почему-то всплыл лишь один вопрос: как китайские товарищи восприняли недавнюю инициативу приморского губернатора существенно расширить уже к следующему году возможности приграничного общения. А конкретно -как отделение консульства будет способствовать тому, чтобы россияне и китайцы без особых проблем пересекали границу на личных автомобилях?
Пальцем в небо
Или я не так формулировал, или многих слов по-нашему Жэнь Чжэнь Хуань еще не разбирает. Но вышло все уж очень по-восточному тонко и неожиданно. Задумавшись немного, дипломат изрек с улыбкой.
-Губернатор собирается на велосипеде в Китай? Это очень интересно. Я об этом первый раз слышу. Надо будет доложить наверх.
И дипломат пальцем указал в потолок. Я все же объяснил господину Жэню, что речь идет не о велосипеде, а об автомобиле. И не об одном губернаторе. А обо всех приморцах, и даже дальневосточниках.
-Это тоже очень интересно. Я первый раз об этом слышу. И это тоже надо доложить наверх. Позвоните мне через несколько дней, -не переставал улыбаться невозмутимый руководитель отделения консульства.
С дипломатами все ясно. Особенно с китайскими. Не мог, по-моему, не знать наш новый друг Жэнь о том, что приморские власти и заинтересованные участники внешнеэкономической деятельности в последнее время решили взяться всерьез за обустройство пограничных переходов и доведение их состояния до мировых стандартов. Тем более не мог не слышать, как сказал, выступая по случаю открытия отделения консульства, губернатор Сергей Дарькин о том, что плечо двусторонних пассажирских автомобильных перевозок надо уже в этом году удлинить. Причем так, чтобы приморцы могли спокойно, не пересаживаясь, ехать в любую из трех соседних с Приморьем китайских провинций, и наоборот. Просто, думаю я, в отличие от нас, у китайских соседей все действительно решается наверху.
Плюсы и минусы
Зато у нас вокруг идеи уже пошли круги по воде. Тема свободного передвижения дальневосточников на автотранспорте по Китаю, а китайцев по Приморью одна из самых обсуждаемых. Свое мнение уже высказывают многие из тех, кто имеет отношение к границе и охраняет ее. Понятны формальности -разрешение и китайцам, и приморским властям надо будет брать действительно наверху, у правительства. И хорошо бы приморцам успеть договориться еще с нынешним правительством Фрадкова.
Ясно и главное. Не готовы пока приморские пограничные переходы. Ни самый, с точки зрения таможни, оборудованный "Пограничный", ни "Полтавка", где, в отличие от других, в последнее время видны некоторые улучшения. Организация круглосуточного и безлимитного потока (а иначе и не следует тогда затевать) туристов и челноков, следующих на личном транспорте через границу, потребует значительных инвестиций (частных -других нет) в пунктах пропуска, увеличение штатов пограничников, таможенников, карантинщиков и прочих проверяющих. Значит, нужны будут новые квартиры и помещения. Для туристов надо будет строить вокзалы и гостиницы, магазины, бензозаправки, открывать пункты обмена валюты... Всем этим надо заниматься в комплексе, поэтапно и координируя действия. Сейчас эта работа только начинается, крайадминистрация поручила подготовить этот перспективный проект фонду поддержки деловых инициатив "Приморье", созданному несколько лет назад как раз для развития туризма и приграничной экономики.
Но за всеми этими большими проблемами и разговорами о том, кто и на какие деньги будет это делать, надо бы не забыть и другое: как новая ситуация отразится на приморцах и что от такой свободы передвижения ожидать? Ведь в том, что рано или поздно пункты пропуска с Китаем будут напоминать финские или польские, не стоит сомневаться. С другой стороны, говорят скептики, Китай не Финляндия.
Я провел эксперимент. Встал во Владивостоке на обочине Океанского проспекта и посчитал, сколько китайских водителей на японских иномарках с обычными приморскими номерами проехали мимо. За полчаса высмотрел несколько человек. Зато на фадеевской продовольственной базе результат был уже значительно выше. О чем это говорит? О том, что китайские коммерсанты -все, кому надо, уже давно ездят по нашей земле и не знают проблем. А вот мы пока так не можем.
Василий МЕЛЕЩЕНКО, замначальника отдела автотехники и регистрационно-экзаменационного отдела управления ГАИ УВД края, подтвердил мои наблюдения. Он рассказал, что сегодня китайцы за рулем на наших дорогах уже не удивляют постовых. Нашим соседям достаточно иметь при себе китайское водительское удостоверение с нотариально заверенным русским переводом, нотариальную доверенность на машину, и все. Тем, кто имеет гражданство и приморскую прописку, и вовсе можно покупать машины и ставить их на учет.
Василий Мелещенко поделился и своим видением тех проблем, которые могут возникнуть у русских, когда они попадут на своих машинах в Китай.
-Во-первых, -говорит Василий Иванович, -там сами правила толще. Мне их показывали и переводили. Там большое количество пунктов, регламентирующих, как нужно разъезжаться с повозками, велосипедистами, прочим их "транспортом". Или взять дорожные знаки. Попадаются похожие на наши, но много и совсем незнакомых. Что касается прав, то там, согласно нашим договоренностям, действуют обычные российские права, только с китайским переводом. Подойдут и международные права, которые сейчас у нас получает все больше водителей. Только там нужно будет заполнять специальные странички на китайском языке.
По словам Мелещенко, особых проблем пока у его коллег с китайцами водителями легковых машин на наших дорогах не возникало. Язык они с испугу не забывают. Изъясняются, как правило, по-русски. Машины держат в исправности, не гоняют и стараются ездить по нашим правилам.
А вот в Китае езда -это уже совсем другое дело. О том, чего ждать нашим автомобилистам от китайских дорог, лучше всех знают водители грузовых машин и автобусов, которые регулярно сейчас ездят до Суньфэйхэ и Дунина. Но для чистоты эксперимента я спросил об ощущениях тех, кто профессионально ездил по разным китайским дорогам, и не только вдоль границы, но и в глубь территории.
Вячеслав ТОКМАКОВ, председатель краевого спортивно-технического клуба "РОСТО", очень даже не советует неопытным автомобилистам торопиться в Китай. Он считает, что там есть только два правила. Прав тот, у кого больший диаметр колеса. И второе -велосипедист всегда прав. Кроме того, он сам наблюдал, когда в Китае проводил разные авторейды, как некоторые тамошние жители пытались броситься под колеса. Правда так, чтобы и пострадать не сильно, и страховку получить.
А вот Елена ЖУРАВЛЕВА, создатель и лидер приморского женского автоклуба "Правый руль", смотрит на перспективы автотуризма по Китаю оптимистичнее. Если миновать криминальный Суньфэйхэ, то дальше уже все намного проще и приятнее. Хорошие дороги (хотя многие без обочин), красивая природа и доброжелательные китайские водители. Они, правда, ездят как попало, но часто уступают дорогу.
-Еще недавно нам, чтобы на нескольких машинах въехать в Китай на соревнования, приходилось несколько месяцев через Москву пробивать разрешения и оформлять документы, -говорит Елена. -Если же сейчас оформление значительно упростится, думаю, многие захотят путешествовать. Конечно, это недешево, но зато приятно, безопасно и необычно.
Потеряем или приобретем
По логике вещей, самым ярым противников новой инициативы должны стать туристические компании и транспортники, завязанные на китайский шопинг и туризм. И действительно, если сейчас они на пассажирских автобусах, поездами и самолетами возят дальневосточников в Китай на работу и отдых, то через год-два число их клиентов может уменьшиться за счет тех, кто предпочтет поехать на своей машине.
-Ничего подобного, -не соглашается гендиректор "Дальинтуриста" Наталья ГЛУХОМАН. -На поток это не повлияет. Все равно стоимость групповых туров за счет скидок будет дешевле. Кроме того, я не думаю, что китайцы сами хлынут к нам на своих машинах. Пока еще нет условий, чтобы это произошло. Нормального сервиса не хватает даже для тех групповых китайских туристов, что приезжают к нам сейчас.
Алексей КРИВЕНКО, директор другой известной туркомпании "Ритм-10", смотрит на проблему несколько иначе. Он считает, что расширение пропускной возможности автопереходов и повышение качества обслуживания в пунктах пропуска только значительно поднимет привлекательность нынешних автопассажирских перевозок через границу. Будь то автобусные туристические туры либо просто регулярные рейсы пассажирских автобусов в Китай и обратно. По его мнению, добиваясь упрощения перемещения через границу, надо начинать именно с комфортабельных транзитных автобусов, хороших условий прохождения границы, с "зеленых" таможенных коридоров и так далее. То есть создать базу для того, что уже опробовано. Что касается легкового транспорта, то тут можно было бы начать с эксперимента. Попробовать обкатать систему на служебном транспорте, машинах торговых компаний и так далее. Одновременно можно было бы оценить, как китайцы воспользуются предоставленной им возможностью ездить к нам. Впрочем, считает Алексей Кривенко, довольно скоро мы уже получим первый опыт на территории возводимого на границе совместного торгово-экономического комплекса "Пограничный-Суйфэньхэ".
Скорее всего, так и будет. Более того, уверен, что если сейчас объявить о записи желающих поучаствовать в эксперименте по пересечению границы на личном авто, сразу найдется несколько сотен жаждущих. А может, с этого и начать, не дожидаясь, пока правительства договорятся?