Что нам готовит российский автопром?
Готовь телегу зимой? Да, многие российские автомобилисты так и поступают. На дворе еще февраль, а они уже присматривают: чем бы эдаким заменить своего отслужившего железного коня? Производители, в свою очередь, тоже не дремлют: прикидывают, чем порадовать покупателя, готовят к выпуску новинки. Вот о них (новинках) мы и хотим подробнее рассказать в этом выпуске "Автоклуба".
Где же ты, "Калина" красная?
ВАЗовская "Калина" , пожалуй, одна из самых ожидаемых потребителем новинок. В течение всего прошлого года АвтоВАЗ нахваливал свою новую разработку. Компактная, экономичная, технологичная (один электроусилитель руля чего стоит), и при этом по цене меньшей, чем у "десятки". Планировалось, что серийное производство "Лады-Калины" начнется в декабре 2004 года, а примерно в январе машина появится в свободной продаже. Повторюсь: на дворе февраль, а "Лада-Калина" (пока только выставочные образцы) появилась лишь в нескольких автосалонах страны. Когда начнется серийный выпуск, производитель молчит. Устраняет производственные неполадки. Но напоминает, что основной задачей 2005 года для производства автомобилей Lada Kalina является освоение мощностей на 60 тысяч машин. С ценой тоже не все ясно. Но по последней информации, в розницу "Калина" будет стоить 7, 5-11 тысяч долларов. А это уже не дешевле, чем "десятка". И возникает вопрос: готовы ли россияне платить за довольно маленькую отечественную машину вполне европейскую цену?
Под знаком внедорожника
Кто бы мог подумать, что внедорожник (машина по определению - узкофункциональная) станет настоящим хитом продаж. Но Chevrolet Niva им стала. Может, причиной тому - пресловутое качество российских дорог, а может, и самого автомобиля. Специалисты утверждают, что новая "Нива" удачно сочетает в себе качества машины повышенной проходимости и легковушки. Успех так вдохновил ее авторов, что в этом году в продажу должна поступить модификация Chevrolet Niva с двигателем Opel. Новшество отразится на цене, но пока неизвестно насколько. А заодно конструкторы АвтоВАЗа решили модернизировать и малолитражку "Ока" , снабдив ее мотором Suzuki. Возможно, именно успех Chevrolet Niva вдохновил других российских производителей. Пожалуй, еще никогда отечественный автопром не обещал столько новых моделей внедорожников за один год. Расскажем о них подробнее.
"Ковбой" против "Патриота"
Ульяновский автозавод (подразделение ОАО "Северсталь-Авто") решил изменить свой имидж на российском рынке и избавиться от репутации производителя недорогих машин армейского образца. В самом начале февраля была озвучена информация о том, что УАЗ выбрал торговое название для автомобиля, который до последнего времени носил индекс "УАЗ-3163". Теперь это - UAZ Patriot. Это новый полноразмерный комфортабельный внедорожник, который будет позиционироваться как флагман модельного ряда автозавода. В нем удалось реализовать все те технические решения, разработкой которых УАЗ занимался на протяжении последних 10 лет. Это новая подвеска, новые узлы трансмиссии и рулевого управления, повышенный комфорт салона, улучшенный дизайн экстерьера. Шасси у нового внедорожника почти целиком позаимствовано у модели UAZ Hunter: передняя подвеска зависимая, пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости; задняя - на двух малолистовых рессорах и гидравлических амортизаторах. Длина автомобиля составляет чуть больше 4, 6 метра, ширина - более двух метров, а высота - 1, 9 метра. Двигатель для новинки предусмотрен пока только один - четырехцилиндровый бензиновый "ЗМЗ-409" объемом 2, 8 литра, мощностью 128 лошадиных сил, с импортными трансмиссией и 5-скоростной коробкой передач. Однако уже с 2006 года появится Patriot и с дизельным двигателем, скорее всего, импортного производства. Уже летом новый UAZ должен появиться в продаже. Презентационные UAZ Patriot, на которых можно будет совершить пробную поездку, появятся у дилеров в июне 2005 года. Тогда же они станут принимать заказы на новый внедорожник. Серийное производство начнется в июле 2005 года, а клиенты получат первые автомобили месяцем позже. Цена новинки пока не афишируется, однако в прессу уже просочилось заявление о том, что она превысит 10 тысяч долларов. Маркетологи считают, что покупателями новинки станут мужчины в возрасте от 25 до 40 лет со среднемесячным доходом от 1500 долларов. Основным своим конкурентом производители "Патриота" видят тольяттинскую "Шеви-Ниву" стоимостью около 10 тысяч долларов. Эксперты же считают, что новый внедорожник "УАЗ" , в два раза больший чем Chevrolet Niva, станет конкурентом для модели Cowboy завода "Дервейс". Между этими автомобилями немало общего: оба - российские премьеры этого года, на обоих планируется устанавливать идентичные двигатели производства ЗМЗ. По прогнозам специалистов, новинки будут выступать в одной ценовой категории и, предположительно, поступят в продажу почти одновременно. Даже для специалистов Cowboy - темная лошадка. Еще несколько лет назад было странно даже предположить, что в далеко не промышленном Черкесске появится свое автомобильное производство. Особенно трогательно то, что идея делать на Кавказе автомобили пришла в голову руководству ликероводочной компании "Меркурий" , на чьи деньги, собственно, и был построен завод.Первый кавказский внедорожник сделан российскими инженерами на основе чертежей румынского джипа Aro. Конструкция предельно проста: каркас кузова сварен из труб прямоугольного сечения, к которым крепятся кузовные детали - почти плоские стальные панели. Комплектующие для машины собирают с миру по нитке. Панели кузова штампуются на одном из предприятий АвтоВАЗа в Тольятти, там же изготавливается пластмассовая обшивка салона. Панель приборов закупается в Нижнем Новгороде, капот делается в Самаре, а на самом заводе "Дервейс" в Черкесске пока происходит лишь сварка и покраска. Машина напоминает одновременно кусок скалы и сверхмодный джип Mercedes Gelandewagen.
Корейская родословная
В декабре 2004 года было подписано соглашение с Ssang Yong Motors, согласно которому ОАО "Северсталь-Авто" получает права на лицензионное производство люксового внедорожника "Rexton" в России. В России станет выпускаться модернизированная версия Ssang Yong Rexton. Первоначально будет освоено сборочное производство до 400 машин к концу 2005 года. Одновременно "Северсталь-Авто" построит новый завод, который должен вступить в строй в сентябре-октябре 2005 года. На этом заводе к 2010 году планируется собирать от 18 до 25 тысяч автомобилей в год. Экспертами автомобильного рынка новость была встречена с известной долей скепсиса. По их мнению, на российском рынке нельзя продать более 4-5 тысяч внедорожников Rexton в год. Сказывается и малоизвестность марки, и достаточно высокая стоимость машины - 25-30 тысяч долларов. Но с этим можно поспорить. Прирост объема продаж новых иномарок в России за последние два года составил около 6, 4 миллиарда долларов. Их продажи в 2004 году (включая автомобили, произведенные на территории страны) превысили 9 миллиардов долларов. Стремительный рост популярности иностранных авто исследователи объясняют разными факторами, в том числе увеличением доходов населения (в первую очередь у обеспеченных слоев населения) и развитием гибкой системы кредитов. Сейчас с помощью банковского кредита в России приобретается примерно 30 % новых автомобилей. Наибольшую выгоду от роста доходов и развития кредитования получают именно иностранные бренды. Эксперты отмечают, что при сохранении текущей тенденции наилучшие перспективы имеют международные компании, открывающие производства в России. Выбор в качестве партнера Ssang Yong Motors тоже весьма удачен. - Будем делать машины с немецким качеством и по корейской цене, - заявил глава "Северсталь-Авто" Вадим Швецов, подписывая лицензионное соглашение на производство самого популярного и дорогого из внедорожников Ssang Yong Motors. Удастся ли выполнить обещание - большой вопрос. Но упоминание о немецком качестве не выглядит случайным: согласно информации, размещенной на сайте DaimlerChrysler, на данный момент концерну принадлежит 5 % Ssang Yong.