НЕ РАСТЕРЯТЬСЯ НА ВИРАЖЕ
В 1986 году жизнь приготовила Валерию Тимошкину крутой вираж. Поскользнувшись, он упал с не оборудованного перилами моста. Рухнул на бетонные плиты, устилавшие берег реки. В больнице ему поставили диагноз - перелом позвоночника. Спустя некоторое время врачи сообщили Валерию неутешительную весть: последствия травмы до конца устранить невозможно, ходить он больше не сможет. Было от чего упасть духом, но Тимошкин не поддался такому настроению. Сейчас, спустя почти два десятка лет, на его счету несколько наград престижных авторалли. Регулярно, раньше на "восьмерке" а теперь на "Фольксвагене-гольф", он колесит по дорогам страны и Европы и принимает участие в гонках. Недавно Валерий Тимошкин вернулся из Москвы, где занял третье место на самом представительном в России традиционном ралли "Надежда" в зачете для участников-инвалидов.
Чешский почин
Между прочим, до той трагедии на мосту Тимошкин машину не водил. Уже в конце восьмидесятых сел за руль "Запорожца". Чуть позже родители помогли приобрести восьмую модель "Жигулей". А в 1995 году произошло событие, круто поменявшее его жизнь. Через Пензу проходило ралли "Париж - Красноярск". Участвовали в нем и инвалиды. Они и рассказали Валерию Тимошкину о существовании в столице Московского автоклуба инвалидов. Валерий незамедлительно отправил туда письмо, получил ответ и уже через год его пригласили участвовать в ралли. На своей "восьмерке" начинающий гонщик покорял дороги Москвы, Украины, Прибалтики. Набирался опыта. И в то же время увлек автоспортом пензенских инвалидов, создав по примеру московского клуб в Пензе.
Самым успешным для Валерия стал 1999 год. Его пригласили в Чехию на чемпионат Европы по ралли среди инвалидов.
- Каждый участник стартовал на дистанции трижды, - вспоминает сейчас мой собеседник. - В зачет шли два лучших результата. В первом заезде я немного робел, все-таки впервые выступал на соревнованиях такого уровня. А потом раскрепостился и в итоге показал хороший результат.
И не просто хороший, а позволивший попасть в призеры. Лишь двум конкурентам удалось обойти дерзкого дебютанта из Пензы. Он возвращался домой с почетной "бронзой".
Вслед за успехом в Чехии "пришли" и призовые места на российских соревнованиях, до этого выше четвертого места Валерию Тимошкину на них завоевывать награды не удавалось. Сначала было второе место на традиционном ралли "Золотая осень в Тольятти", и вот теперь третье место на московских автогонках "Надежда".
Не теряя головы
На все соревнования герой материала добирался на собственной машине. Без тени тревоги и сомнения он исколесил европейскую часть России, пересек из конца в конец Польшу, Белоруссию.
- Добирался до Чехии, въехал на территорию Белоруссии, - рассказывает Валерий, - смотрю, бензин дороже, чем у нас. Решил не заправляться до Польши. А там цена еще выше. И канистры с собой провозить нельзя. Пришлось заправляться по той цене, которая есть.
Любит Тимошкин и московские дороги. Правда, не все.
- Мне нравится ездить по Садовому кольцу, - говорит он, - а на МКАД не выезжаю никогда. Дорога длинная и очень забита транспортом. Кстати, по столице ездить проще, чем по Пензе. Казалось бы, город намного больше, однако там водители вежливее друг к другу относятся. У нас у молодежи мода, что ли, такая - правила нарушать: чем наглее подрезал или проскочил, тем круче. Полное бескультурье в вождении. Могут, например, запросто через ряд повернуть в сторону, не перестроившись перед этим. А, с другой стороны, если в Москве видят, что человек стоит, мается и не может перестроиться, то притормозят, пропустят. У нас же такое редко встретишь.
Сам Валерий правила соблюдает. Хотя были случаи, попадал и в ДТП - не по своей вине.
- Случалось это пять раз, - объясняет Тимошкин, - и в каждом случае машину били, когда она стояла. Однажды я даже не на дороге остановился, и все равно один водитель умудрился врезаться. А бывали моменты, когда самообладание помогало избежать трагедии. Однажды зимой я съезжал с моста у остановки "Путепровод". Был гололед. Навстречу как раз к остановке подъезжал троллейбус. И с моей стороны, видимо, пытаясь на него успеть, прямо под колеса выскочил пешеход. Если бы я сгоряча резко дал по тормозам, точно влетел бы в троллейбус. В общем, каким-то чудом мне удалось вывернуть руль и пешехода объехать. Так что главное на дороге - не терять головы, особенно в критической ситуации.
Предсказуемая "Формула"
Естественно, интересно, что думает наш герой о самых популярных автогонках - "Формула-1". Вот его мнение:
- "Формула-1" - это просто большое шоу. Все предсказуемо. Нужно, чтобы чемпионом был Шумахер, - сделают Шумахера, нужен в качестве победителя кто-то другой - пожалуйста. Наивысший класс водительского мастерства демонстрируется именно в ралли. Особенно в многодневках. Посмотрите, например, на самое известное ралли "Париж - Дакар". Все участники едут на скоростях, мало уступающих "Формуле-1". Только по бездорожью! И аварий там намного больше. Только, если такое случается, назад на дистанцию ты не вернешься и шансов на победу в соревновании не остается. А в некоторых ралли участники и зимой выходят на старт. Так что для новичка успехом считается, если в первой своей гонке он дошел до финиша.
Что касается гонок, то в них Валерию Тимошкину сопутствует удача. На всех соревнованиях его машина пересекала финишную черту. Притом не было ни одной гонки, где такого результата добивались все стартовавшие. Скорости все-таки немалые. На последнем ралли, например, слетел в кювет и выбыл из борьбы украинский экипаж. И, по признанию нашего героя, в голове каждый раз перед стартом сидит шальная мысль: "Вдруг моя очередь".
Отец "Сурской осени"
Тем не менее пока фортуна благосклонна к пензенскому гонщику. И не в последнюю очередь благодаря ему самому.
- Никогда не надо падать духом, - уверяет он, - когда стало ясно, что я останусь прикован к коляске, сначала было действительно тяжело. Слава Богу, помогли родные, жена и удалось не поддаться упадочническому настроению. Потому призываю всех инвалидов: не сидите дома, живите активной жизнью.
Помимо автоспорта у Валерия Тимошкина еще немало увлечений. В первые годы после выхода из больницы он работал на дому - собирал браслеты для часов по заказу часового завода. Сейчас освоил еще несколько видов спорта - дартс, настольный теннис. Кстати, в нем он тоже добился неплохих результатов. Медалей пока не завоевывал, но на чемпионат России среди инвалидов выезжает регулярно, занимая в итоговом протоколе места где-то в середине турнирной таблицы.
И все же на первом месте у Валерия Тимошкина стоит, конечно же, созданный им городской автоклуб инвалидов. Сейчас в его составе 16 активистов, помогающих нашему герою развивать в родном городе любимый вид спорта. Уже стали традиционными соревнования инвалидов по фигурному вождению "Сурская осень". Сам Валерий, несмотря на то что является одним из их отцов-основателей, участвовал в "Сурской осени" лишь однажды. Естественно, уверенно победил. Этим и объясняет свое неучастие в последующих стартах. Все-таки его уровень мастерства по сравнению с другими нашими участниками неизмеримо более высок - как-никак международный опыт. Потому Тимошкина можно считать учителем и примером для тех, кто поддержал его начинание и вступил в клуб. А ему хочется, чтобы его соратники тоже почувствовали вкус побед, хотя бы для начала на местном уровне. Вот и предоставляет им такой шанс.
Радует моего собеседника и тот факт, что инвалиды-автолюбители есть не только в областном центре. Совсем недавно автоклуб был организован в Кузнецке.
И есть у Валерия Тимошкина заветная мечта. Фигурное вождение, конечно, здорово, но наш герой очень хочет организовать в Пензе ралли. Пусть небольшое, но самое что ни на есть настоящее - с высокими скоростями и захватывающей борьбой. Конечно, загвоздок немало. Ведь даже небольшое ралли - событие весьма масштабное, и организовать его очень даже непросто. Тем не менее Валерий верит, что такое возможно.
А пока он с нетерпением ждет очередных соревнований. На очереди, через пару месяцев, две "осени" - "Сурская", с фигурным вождением, и "Золотая" на тольяттинских дорогах. И вновь будут старты, волнение родных и друзей - им Тимошкин обязательно звонит из городов, где проходят соревнования, и рассказывает о своих результатах. Будет и общение после гонок с такими же жизнерадостными и в то же время несгибаемыми людьми из различных регионов и стран. Пожелаем Валерию Тимошкину удачи на всех его грядущих стартах и счастливого пути.