ААДА: 5 лет спустя
Ассоциация автомобильных дилеров Азербайджана (ААДА) получила Свидетельство о регистрации. Случилось это на минувшей неделе.
Известно, что де-факто данная общественная организация действует, и достаточно активно, с 1999 года. Интересно, что изменится после того, как ААДА стала юридически признанной структурой? С этим и другими вопросами корреспондент "Зеркала" обратился к председателю ассоциации и главному редактору журнала "Автограф" Натику Зарбалиеву: - Мы активно работаем на автомобильном рынке Азербайджана более пяти лет. Именно в 1999 году Фонд "Евразия" выделил грант под наш проект "Создание и развитие Ассоциации автомобильных дилеров Азербайджана". Мы провели опрос среди представителей автомобильного бизнеса, организовали конференцию и наметили программу на ближайшие годы. За прошедшее время немало сделано, чтобы автобизнес в стране стал более предсказуемым и надежным. Именно наша организация в 2001 году обратилась к правительству с предложениями по урегулированию автомобильного бизнеса. В результате совместных консультаций были пересмотрены некоторые нормативные акты, в частности, отменен акцизный налог на импорт автомобилей, что незамедлительно отразилось на развитии данного сектора. Просто все это время мы имели статус неформальной организации, призванной содействовать установлению на автомобильном рынке цивилизованных отношений. Сегодня можно сказать, что авторынок в Азербайджане сформировался. Около тридцати фирм и компаний, являющихся официальными импортерами, дистрибьютерами и дилерами зарубежных производителей, предлагают свои продукцию и услуги. В следующем году ожидаем официальное прибытие еще нескольких всемирно известных брендов. Увидев большой спрос на автомобили, активизировался и так называемый "серый" дилер - на обочинах автотрасс, автостоянках, где только не продаются машины. Как правило, продавцы - это фирмы или физические лица, не имеющие никакого отношения к производителю, соответственно, не предоставляющие никаких гарантий на продаваемый автомобиль. Между тем автомобиль - это "продукт" повышенного риска, и его продажей и техническим обслуживанием должны заниматься исключительно структуры, имеющие определенные полномочия, опыт и соответствующую техническую базу. Итак, наступает новый этап, на котором официальным продавцам автомобилей необходима организация, которая будет координировать их действия, возьмет на себя функции имформационного моста между ними. Нужна организация, которая будет представлять интересы всего сектора перед общественными, государственными и международными организациями. Исходя из этого, мы подготовили необходимые документы и обратились в Министерство юстиции за регистрацией. Теперь ААДА - официальная организация, и это открывает перед ней новые перспективы.
- Что входит в задачи ААДА?
- Это, прежде всего, развитие цивилизованного рынка торговли и услуг, связанных с автотранспортными средствами и их эксплуатацией, осуществление взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти по вопросам законодательно-правового регулирования отечественного автомобильного рынка, представление общих интересов официальных азербайджанских автомобильных дилеров в государственных, коммерческих и общественных организациях, лоббирование интересов официальных автомобильных дилеров, укрепление института официального дилерства, как основы цивилизованного автомобильного рынка Азербайджана.
Большое значение имеет информационная поддержка авторынка. Все эти годы ассоциация обрабатывает статистическую информацию по импорту автомобилей в страну. С 2005 года обработка информации будет проводиться более детально и рассылаться членам ААДА. В перспективе планируем возобновить выпуск информационного бюллетеня, содержащего как статистические данные, так и маркетинговый анализ рынка.
Наша ассоциация уже дважды проводила автомобильную выставку "Каспиан мотор-шоу" в Набрани летом 2003 и 2004 годов. Готовим третью выставку, которая будет значительно отличаться от предыдущих по формату. Совместно с журналом "Автограф" проводим ежегодную церемонию вручения премии "Гызыл чарх" ("Золотое колесо") наиболее удачливым представителям рынка. Вернее, победителей выбирают читатели и посетители сайта журнала, а ААДА, оставаясь нейтральной, занимается исключительно организацией торжества. Для неформального общения руководителей компаний, входящих в ассоциацию, регулярно проводятся и другие клубные встречи, укрепляющие дружеские отношения между компаниями-конкурентами, а значит, и бизнес-сообщество автодилеров в целом.
Мы официально поддерживаем Международную автомобильную выставку - AutoShow, проводимую весной компанией Iteca Caspian, даже выступаем в роли корпоративного клиента с целью получения наиболее благоприятных условий.
Впереди большая работа по борьбе с незаконным использованием лого и другой символики автомобильных производителей. Эта проблема сегодня наиболее острая. Мы готовим соответствующий проект.
Также намерены установить рабочие контакты с обществами потребителей, что, возможно, позволит нам совместно урегулировать конфликты между потребителями и автодилерами без судебных разбирательств.
Важным моментом в деятельности ассоциации является информирование ее членов о готовящихся изменениях законодательства и нормативных актов, регулирующих автомобильный бизнес.
Будем организовывать всевозможные семинары и тренинги для сотрудников своих компаний, что впоследствии планируется перевести на постоянную основу.