"Спорт Мотор Тюнинг-2004": "И какой же русский не любит!.."
ВЫСТАВКА
С 18 по 21 ноября в Москве, во Всероссийском выставочном центре, проходила 5-я международная выставка "Спорт Мотор Тюнинг-2004", организованная при участии Российской автомобильной федерации (РАФ), Мотоциклетной федерации России, а также при поддержке Международной автомобильной федерации (FIA) и Международной мотоциклетной федерации (FIM). Выставка была посвящена 100-летию образования Российского автомобильного общества (РАО - предшественник РАФ), FIA и FIM.
По мнению многих специалистов, посетивших "СМТ-2004", это самая представительная тематическая выставка за всю историю российского автоспорта. Беглого знакомства с экспозициями было достаточно для того, чтобы сделать вывод: слова литературного классика, утверждавшего, что каждый русский любит быстро ездить, по-прежнему остаются актуальными. Автомобилей, способных развивать скорости, "когда становится жестким, гремит и разлетается в стороны разорванный в клочья воздух", становится все больше, а их технический уровень все выше.
Если в 2003 году на "СМТ" тон задавали тюнинговые ателье, спортивные команды из Москвы и Санкт-Петербурга и многочисленные магазины, торгующие компонентами автотюнинга, то спустя год выставка просто преобразилась. Главное отличие - присутствие двух "монстров" российского автоспорта: легендарной команды "КамАЗ-мастер" и ОАО "АвтоВАЗ" с экспозицией музейных и самых современных авто, носящих марку "Лада".
Буквально захлестнувшая Россию джипомания материализовалась в нескольких сногсшибательных аппаратах, показывающих высочайший уровень российских тюнингеров, способных подготовить машину и к любым сложным маршрутам, и к выставке автомобильной красоты. Любопытно, что выпускаемый в Черкесске и дебютировавший всего год назад на Московском автосалоне джип компании "Дервейс" уже успел обзавестись комплектом навесного тюнинга и предстал перед посетителями выставки в полном блеске лака и хрома.
Не ударили в грязь лицом и вездесущие "уазики", ставшие за последние годы по-настоящему культовыми машинами для фанатов полноприводной жизни. Один лишь стенд ООО "Дартех" (Ульяновск) предлагал сразу несколько версий русского джипа - от сверхкомфортабельной VIР-машины до вездехода для трофи-рейдов.
Переходя от стенда к стенду, на "СМТ-2004" можно было встретить множество известнейших людей, в том числе и знаменитых гонщиков: представители команды "КамАЗ-мастер" исписали по несколько авторучек, раздавая автографы своим болельщикам; художник Александр Захаров представлял прекрасно изданный сборник своих рисунков и книги Льва Шугурова "Погоня за "Руссо-Балтом" и "Автомобильная Москва. Столетие 1902-2001".
Неожиданно для себя встречаем здесь и старых знакомых, бывших друзей-соперников по любительским ралли, с которыми мы проехали не одну сотню километров по дорогам России и республик, ставших сегодня ближним зарубежьем.
Случайно остановившись у неприметного с виду стенда Российской автомобильной федерации, бросаем взгляд на выставленные фотографии и... на добрых полчаса окунаемся в дух прошедшего столетия. Созданное 15 мая 1904 года Российское автомобильное общество (РАО), с 1909 года получившее высочайшее соизволение именоваться "Императорским" (ИРАО), к 1917 году объединило более 20 автоклубов. История сохранила и имена активистов, внесших огромный вклад в становление и развитие организации автомобилистов России: это В. В. Свечин, А. П. Нагель, Н. Г. Кузнецов, Н. К. фон Мекк, С. Н. Мамонтов и многие другие.
Их спортивными победами, невероятными по протяженности и сложности автопробегами мы гордимся до сих пор. Копии фотографий тех времен донесли до посетителей выставки ХХI века изображения "Руссо-Балтов", "Бенцев" и "Опелей" - спортивных болидов романтической эпохи становления автоспорта.
Вежливые стендисты рассказали, что сразу после гражданской войны, уже в 1922 году, началось возрождение автомобильных клубов, и к концу двадцатых годов ХХ века уже проводились всесоюзные соревнования по различным дисциплинам автомобильного спорта. К 1941 году в СССР выросло поколение тренеров и спортсменов высочайшего уровня, но подлинный расцвет отечественного автоспорта пришелся на 60-70-е годы, когда советские гонщики стали участвовать и побеждать в престижных международных гонках.
Команда "КамАЗ-мастер"
Величественный КамАЗ-4911 "Экстрим" встречал посетителей сразу же, как только они входили на выставку. Рядом с ним раскинулся... настоящий бивуак команды "КамАЗ-мастер", с фонарями освещения, без которых невозможен ремонт машин в ночное время, палаткой для отдыха и огромным, словно лайнер, автомобилем-гостиницей КамАЗ-635050 с колесной формулой 6х6. Эта уникальная, почти десятиметровая машина, оснащенная 700-сильным двигателем Cummins, будет обеспечивать полноценный отдых гонщикам и механикам команды на "Дакаре-2005". И вообще, российская команда уникальна тем, что она единственный представитель элиты мировых авторалли, самостоятельно проектирующий и собирающий спортивные грузовики и участвующий на них в состязаниях.
Впрочем, "Дакар-2005" уже не за горами, и в ближайших номерах "Биржа плюс авто" подробно познакомит своих читателей с составом экипажей команды "КамАЗ-мастер", ее техникой, условиями и трассой предстоящего ралли. Мы уже получили приглашение участвовать в торжественной церемонии старта, а во время самой гонки будем ежедневно получать подробную информацию обо всех событиях этого марафона.
ОАО "АвтоВАЗ"ВАЗ-2101 "Кросс". Год выпуска - 1971-й
Без какого-либо преувеличения можно сказать, что спортивная экспозиция Волжского автозавода, показанная на "СМТ-2004", - самая крупная за всю историю ОАО "АвтоВАЗ". Спортсмены автозавода, 35 лет назад начинавшие "гоняться" на легендарных "Москвичах-412", уже в конце 1970 года стали подготавливать к ралли несколько ВАЗ-2101, выделенных им по приказу генерального директора предприятия. Уже в 1971 году команда вазовских гонщиков на автомобилях "Лада" приняла участие в мировом ралли "Тур Европы" и завоевала первое место в командном зачете. Так было положено начало победам, которых было немало, а автомобили, представленные на выставке, отразили основные вехи 35-летней спортивной карьеры крупнейшего отечественного автопроизводителя. И вот ее главные этапы:
Ветеран вазовского автоспорта внешне почти не отличается от обычных легковых автомобилей этой модели, но из его кузова убрано все лишнее, включая пассажирские сиденья, обивку и шумоизоляцию. Как положено по требованиям, машина оснащена обязательным каркасом безопасности. Снаряженная масса этого авто равна 870 кг, дорожный просвет - 245 мм, а расточенный до 1600 "кубиков" двигатель ВАЗ-2101 развивает мощность 80 л. с. с максимальным крутящим моментом в 137 Н-м. "Лада Нива Т3". Год выпуска - 1983-й
Первый в мире легковой внедорожник добавил в историю вазовского автоспорта немало славных страниц. Выпускаясь с 1977 года, он уже в 1981-м завоевывает "бронзу" в ралли-рейде "Париж - Дакар" и "золото" ралли-рейдов "Париж - Тунис" и "Алжир". В 1983 году "Нива" стала победителем чемпионата СССР по автокроссу, а в 1985-м выиграла труднейшие ралли "Камерун", "Алжир", "Вэлли" (Новая Зеландия) и "Маквей-1000" (Австралия).
Снаряженная масса гоночной "Нивы" - 1300 кг, максимальная скорость - 170 км/ч, время разгона с места до 100 км/ч - 12 с.
На автомобиле установлен двигатель рабочим объемом 1, 9 л, мощностью 135 л. с. и с максимальным крутящим моментом 160 Н-м. "Лада Самара Т3". Год выпуска - 1990-й
Именно эта машина, созданная специально для ралли-рейдов, долгое время была предметом откровенной зависти других команд. Так, в начале 90-х годов на пресс-конференциях команды Mitsubishi доводилось слышать, что японцы надеются когда-нибудь сделать гоночный автомобиль, который будет не хуже "Лады" и на котором можно будет побеждать в "Дакарах". Что ж, теперь они побеждают, а "Лада", некогда бывшая их эталоном, стоит в музейной тиши.
"Лада Самара Т3", как и большинство спортпрототипов, имеет несуще-рамную конструкцию кузова, изготовленного по техническим требованиям FIA 1989 года. Двигатель Porsche 911 рабочим объемом 3, 6 л (номинальная мощность - 300 л. с. при 6500 об/мин, крутящий момент - 340 Н-м при 4500 об/мин) установлен сзади."Лада-112 VK 1600"
Все колеса имеют независимую подвеску на поперечных рычагах трубчатого сечения. Причем на каждое переднее колесо установлены по два амортизатора, а на каждое заднее - по три.
Это уже представитель современного семейства спортивных автомобилей, берущего свое начало в 1996 году.
Машина, оснащенная 1, 6-литровым 147-сильным двигателем ВАЗ-21214-42, способна разгоняться до 100 км/ч менее чем за 7 с и двигаться с максимальной скоростью 210 км/ч. В трансмиссии применена 6-ступенчатая кулачковая коробка передач с последовательным переключением, произведенная французской фирмой Sadev.
Именно на этом автомобиле пилот Александр Никоненко и штурман Валерий Кольчугин выиграли чемпионат России 2004 года по авторалли.
Команда "Лукойл Рейсинг Тим"
Эта команда - еще одна звезда российского автоспорта, ее пилоты более 30 раз становились чемпионами России, они носят титулы победителей Гонки звезд-2004, чемпионов Финляндии-2003, призеров и победителей других престижных международных соревнований.
На протяжении многих лет команда создает передовые отечественные гоночные автомобили и двигатели, а также совершенствует старые и разрабатывает новые технологии изготовления и доводки спортивной техники.
Занимаясь проектированием и изготовлением спортивных и легковых автомобилей, команда "Лукойл Рейсинг" не раз удивляла технический мир невероятными машинами, буквально поражающими своими уникальными качествами.
На выставке "СМТ-2004" команда представила очередной свой проект, созданный в содружестве с дизайн-студией TJ-auto и названный "Красное и черное".
В основе автомобиля, относящегося к классу "ГТ", лежит кузов "Лады-110", усиленный каркасом безопасности. Проведенная "пластическая операция" превратила давно знакомую семейную машину в эффектное спортивное авто. Мощность 1, 6-литрового двигателя доведена до 210 л. с., а крутящий момент - до 200 Н-м при 6500 об/мин. Стоит ли удивляться, что разгон до "сотни" у красно-черной "десятки" теперь занимает всего-то 5, 8 с, а "максималка" достигает 210 км/ч.
Ставший двухместным салон оборудован современной аудиовидеоаппаратурой с головным устройством Clarion VRX745VD и моторизованным 7-дюймовым LСD-монитором Touch Panel Control, поддерживающими форматы DVD, Video CD, CD-R/RW, CD, МР3, CD Text. Номинальная мощность такой системы - 1300 Вт.
Более подробно об этом и о других проектах команды "Лукойл Рейсинг Тим" читайте в ближайших номерах "Биржи плюс авто" в разделах "Тест" и "Тюнинг".
Команда "АРТ-Лайн Инжиниринг"
Официально существующая с 1999 года команда на самом деле ведет отсчет своей истории с конца 80-х, она получила известность благодаря разработкам нескольких вариантов гоночных "Формул". С 1999 года команда использует шасси "Даллара" моделей F393 и F399. В настоящее время силами "АРТ-Лайн Инжиниринг" создан автомобиль, отвечающий техническим требованиям национального класса "Формула-1600" и призванный потеснить с призовых подиумов невероятно дорогие и не очень приспособленные к нашим гонкам итальянские шасси. Новый болид спроектирован и построен по стандартам, принятым в современном европейском автоспорте.
Главная особенность машины - несущая конструкция, представляющая из себя монокок, изготовленный из композитных материалов на основе углеродного волокна и кевлара. Как удалось выяснить у представителей команды, созданная конструкция достаточно революционна и может комплектоваться различными типами силовых агрегатов и подвесок, что позволяет изготавливать на ее основе не только болиды "Формулы-1600", но и машины, отвечающие требованиям других спортивных классов.