Перейти к основному содержанию

Главная      Полигон, вождение боевых машин

Полигон, вождение боевых машин

1.1. Методические рекомендации руководителям занятий по организации обучения вождению боевых машин. Основные формы и методы обучения вождению боевых машин

1.1.1 Задачи предмета вождение боевых машин. Основные положения по организации занятий

Подготовка по вождению боевых машин является составной частью полевой выучки войск.

Цель обучения вождению состоит в том, чтобы научить подразделения, экипажи, механиков-водителей (водителей) полностью использовать возможности своей техники в бою.

В результате обучения личный состав должен уметь:

  • быстро ориентироваться и уверенно водить машину по пересеченной и труднопроходимой местности на максимально возможных скоростях в различное время года, суток и при любой погоде;
  • быстро и скрытно перемещаться, умело выбирать позиции для ведения меткого огня, использовать защитные и маскирующие свойства местности на поле боя;
  • четко действовать в походных, предбоевых и боевых порядках подразделений в сложных дорожных условиях, характерных для дислокации войск, со средними скоростями, определенными боевыми уставами;
  • грамотно преодолевать различные препятствия, ограниченные и колейные проходы, а также заграждения и участки радиоактивного заражения;
  • преодолевать водные преграды, осуществлять самовытаскивание при застревании машин и их буксирование в случае повреждения;
  • сноровисто работать с различным навесным и встроенным инженерным оборудованием, не допуская перегруза и повреждения машин;
  • правильно производить погрузку машин на железнодорожные платформы, большегрузные полуприцепы, паромы и другие средства транспортирования.

Кроме того, экипажи машин должны быть натренированы и подготовлены к напряженной и длительной работе в сложной, быстро меняющейся обстановке, способны выдерживать большие психологические нагрузки и активно бороться с сильным и технически хорошо оснащенным противником.

При профессиональном отборе механиков-водителей (водителей) желательно учитывать морально-психологические и физические качества, необходимые для успешного выполнения задач на поле боя.

К таким качествам можно отнести:

  • быстроту мышления, устойчивость внимания, способность к его распределению и переключению;
  • быстроту реакции, координацию движений;
  • дисциплинированность, собранность и организованность в работе;
  • физическую выносливость, сопротивляемость эмоциональным перегрузкам.

1.1.2. Формы и методы обучения

Обучение вождению машин - организованный и планомерный процесс, включающий различные занятия по вождению боевых машин. Обучение вождению машин проводится систематически, в условиях, приближенных к боевым, и должно обеспечивать наглядность, последовательность обучения, прочное и сознательное усвоение отрабатываемых приемов, доступность освоения теоретического материала, увязку теоретических положений с практическим вождением, индивидуальность подхода к обучаемым с учетом их образования.

Под формой обучения понимается организационная сторона учебного процесса, которая отражает в первую очередь совокупность тех условий, в которых осуществляется обучение: состав обучаемых, структуру занятия, место его проведения, продолжительность, а также характер действий руководителя занятий и обучаемых.

При обучении вождению машин применяются следующие формы обучения:

  • лекции;
  • самостоятельная подготовка;
  • тренировки на тренажерах (технике);
  • практическое вождение машин.

Для успешного решения учебно-воспитательных задач необходимо обладать умением учить, которое достигается правильным пониманием и наиболее эффективным применением в ходе занятий различных методов обучения.

На занятиях по вождению применяются следующие методы обучения:

  • лекционный;
  • рассказ;
  • объяснение;
  • беседа;
  • показ (демонстрация);
  • самостоятельное изучение учебного материала;
  • для формирования умений и навыков - упражнение (тренировка) и практическая работа.

Лекционный метод применяется для изучения теоретических вопросов. Для обучения вождению боевых машин лекционный метод обычно применяется в военно-учебных заведениях при изучении некоторых тем, особенно по основам движения и правилам вождения.

Рассказ - повествовательно-описательное изложение учебного материала, сообщение фактов, описание событий, явлений и их анализ. Он применяется при изучении теоретических вопросов по основам движения и правилам вождения. Рассказ раскрывает обычно один вопрос и сочетается с объяснением, демонстрацией образцов техники, наглядных пособий.

Объяснение - изложение учебного материала с доказательством положений и рассуждений руководителя. Оно применяется для раскрытия положений Курса, руководств, наставлений и другого материала и заключается в кратком устном изложении того или иного изучаемого положения руководителем или обучаемыми, а также в обосновании и анализе принятых ими решений и выполненных действий. Большое значение имеет убедительность объяснения. Объяснение обычно сочетается с другими методами обучения и может предшествовать упражнению и показу, применяться на лекции или семинаре, в ходе и после упражнений и практической работы, на разборах занятий.

Беседа - обсуждение обучаемыми материала по вопросам, поставленным руководителем, с последующим подведением им итогов занятий. Беседа применяется на занятиях для систематизации, углубления, закрепления знаний и контроля усвоения и обычно сочетается с объяснением и демонстрацией наглядных пособий.

Показ применяется для формирования у обучаемых правильных представлений о выполнении какого-либо приема или действия, а также для зрительного восприятия отдельных явлений. Показ обычно сопровождается кратким объяснением, рассказом и часто используется в качестве вспомогательного приема при других методах обучения.

Демонстрация является разновидностью показа.

Самостоятельное изучение учебного материала применяется для углубления и закрепления знаний, умений и навыков обучаемых. Для самостоятельного изучения материала рекомендуются три основных приема: просмотр, чтение и чтение с конспектированием. При изучении обязательной литературы применяется чтение с конспектированием, при изучении дополнительной литературы - чтение, а в некоторых случаях и просмотр.

Упражнение (тренировка) - многократное повторение обучаемыми приемов и действий с постепенным усложнением условий в целях выработки необходимых навыков. Упражнение служит для того, чтобы научить обучаемых применять знания на практике, и поэтому считается основным методом овладения воинским мастерством.

Разновидностью упражнений является тренировка. На тренировке создаются более сложные условия, чем при выполнении упражнения, чтобы совершенствовать уже имеющиеся умения и выработать навыки.

Упражнение (тренировка) по вождению проводится на тренажерах и машинах, индивидуально или в составе группы (экипаж, взвод).

Практическая работа заключается в выполнении обучаемым своих функциональных обязанностей, при этом обучаемые практически применяют приобретенные знания, умения и навыки в боевом использовании штатной техники. Практическая работа служит для дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков, морально-политических и боевых качеств обучаемых в условиях, приближенных к боевым. Практическая работа требует от обучаемых большой самостоятельности и определенного уровня подготовки, поэтому к ней следует приступать лишь тогда, когда обучаемые усвоят минимум необходимых знаний, навыков и умений.

На занятии может применяться, в зависимости от темы, содержания и степени подготовленности обучаемых, несколько методов, но один из них является основным. Он определяет построение и ход занятия, деятельность руководителя и обучаемых. Например, при обучении приемам действий приводами управления машиной применяются показ, объяснение и тренировка, основной метод - тренировка.

В приобретении воинами необходимых знаний и умений, выработке и закреплении практических навыков большую роль играет методическая зрелость командиров - руководителей занятий, их способность комплексно использовать наиболее эффективные методы и приемы обучения.

Мастерство руководителя занятий заключается в том, чтобы определить главное звено в обучении, основной элемент или прием, конкретную сумму знаний, усвоение которых ведет к повышению боеготовности подразделения.

Это мастерство достигается:

  • кропотливым трудом, творческими поисками новых, более совершенных форм и методов обучения личного состава;
  • внедрением в практику обучения всего нового и полезного, что рождается в лучших подразделениях, а также результатов научных исследований и рекомендаций центральных управлений и военно-учебных заведений.

Поэтому методическую подготовку офицерского состава следует рассматривать как важнейшее условие дальнейшего повышения качества вождения боевых машин.

Основными путями повышения уровня подготовки по вождению боевых машин следует считать:

  • совершенствование профессионального и методического мастерства командиров подразделений;
  • улучшение содержания, организации и методики проведения занятий по вождению;
  • дальнейшее приближение условий обучения к боевой действительности;
  • распространение передового опыта организации и проведения занятий.

1.1.3. Планирование и учет вождения

Планирование подготовки по вождению осуществляется штабом части и заключается в определении сроков отработки упражнений на период обучения.

При планировании боевой подготовки командиры воинских частей, соединений и начальники военно-учебных заведений обязаны:

  • определить сроки отработки упражнений Курса вождения со всеми категориями обучаемых и подразделениями;
  • установить порядок проведения показных и инструкторско-методических занятий и оказания помощи подразделениям по внедрению передовых методов обучения.

Обучение вождению в военно-учебных заведениях, учебных воинских частях и подразделениях планируется с учетом следующих положений:

  • изучение общего устройства, основ движения и правил вождения, правил эксплуатации машин проводится до начала занятий по вождению; в дальнейшем изучение устройства машин и обучение вождению проводится параллельно;
  • занятия по вождению с курсантами - механиками-водителями планируются равномерно в течение месяца, а с другими категориями обучаемых - равномерно в течение всего периода обучения;
  • упражнения по вождению планируются в последовательности, изложенной в Курсе вождения; на занятие выделяется техника из расчета машина на двух-трех курсантов. В частях и подразделениях занятия планируются так, чтобы механики-водители получили практику вождения машины в течение года при любой погоде, днем и ночью;
  • на занятия выделяется одна машина на трех-четырех обучаемых;
  • последовательность и сроки выполнения упражнений по вождению увязываются с тематикой обучения и слаживания подразделений, а также с отработкой тем по тактической подготовке, с тем чтобы занятия по вождению способствовали качественному выполнению тактических задач.

В плане боевой подготовки батальона на каждый месяц определяются темы и количество часов на занятия по вождению.

В планах боевой подготовки батальона и части необходимо предусматривать проведение контрольных занятий по вождению в подразделениях. На этих занятиях проверяется качество подготовки обучаемых (подразделений) по отрабатываемым темам, изучается передовой опыт и вскрываются имеющиеся недостатки.

В роте занятия по вождению планируются в расписании занятий, в котором кроме темы и номера занятия указываются отрабатываемые учебные вопросы.

Итоги каждого занятия по вождению записываются в журнал боевой подготовки взвода и карточку учета практического вождения машины. Кроме того, результаты выполнения упражнений учитываются в ведомости учета результатов вождения и в журнале учета выполнения упражнений по вождению на танкодроме, а при проведении занятий на тренажерах - в журнале учета работы на тренажерах.

1.1.4. Организация обучения

Обучение организуется и проводится в соответствии с требованиями программ и Курса вождения боевых машин Сухопутных войск с учетом особенностей дислокации войск.

Руководящими документами для организации и проведения занятий являются: Руководство по правилам вождения боевых машин, Руководство по преодолению водных преград танками, БМП, БТР и Руководство по эксплуатации машин.

Организация, руководство и материальное обеспечение занятий по вождению осуществляются командирами частей и подразделений.

Занятия по вождению машин проводятся:

  • в учебных центрах - в составе учебного взвода под руководством командира взвода или роты;
  • в воинских частях - в составе роты под руководством командира роты.

Занятия по вождению при преодолении водных преград и вождению в колонне в составе роты проводятся под руководством командира батальона или офицера, назначенного командиром части. Если упражнение по вождению в колонне выполняется в составе батальона, его руководителем должен быть командир части или его заместитель. В воинских частях сокращенного состава и кадра при выполнении зачетного упражнения занятия с механиками-водителями могут проводиться в масштабе батальона под руководством командира батальона или его заместителя. В военно-учебных заведениях занятия организуются и проводятся под руководством преподавателя.

Обучение на учебных местах проводят:

  • в учебных центрах - инструкторы по вождению, начальники тренажеров и командиры взводов (отделений);
  • в воинских частях - заместители командиров рот по вооружению (старшие техники рот) и командиры взводов.

Непосредственное обучение в машинах осуществляют: в учебных центрах - командиры отделений и инструкторы по вождению, в частях и подразделениях - командиры взводов, машин и наиболее подготовленные механики-водители (водители).

Обучение вождению проводится в такой последовательности: изучение основ движения и правил вождения, тренировка на тренажерах, вождение. Организация занятий и методика обучения должны обеспечивать индивидуальный подход к обучаемым, систематическое и последовательное (от простого к сложному) наращивание их знаний и практических навыков в вождении при наименьшей затрате моторесурсов и учебного времени. Совершенствование знаний и навыков обучаемых обеспечивается строгим и последовательным выполнением Курса вождения.

Подготовка специалистов по вождению машин предусматривает:

  • допризывную подготовку водителей автомобилей, колесных бронетранспортеров и мотоциклов в автоклубах, школах технической подготовки РОСТО и в училищах профессионально-технического образования;
  • начальную подготовку механиков-водителей боевых гусеничных и некоторых специальных машин в учебных частях и подразделениях;
  • совершенствование знаний и навыков личного состава в частях и подразделениях на плановых занятиях по вождению, а затем в процессе слаживания экипажей, подразделений и частей на учениях.

В учебных центрах подготовка курсантов по вождению машин проводится в установленном для каждой специальности объеме:

  • командиры машин изучают правила вождения боевых машин в различных условиях и осваивают технику вождения по пересеченной местности с преодолением препятствий и ограниченных (колейных) проходов при одиночном движении и в колонне на марше;
  • наводчики танков (САУ, ЗСУ, СПУ), наводчики-операторы БМП и БМД изучают правила и осваивают вождение машин в объеме первоначального обучения механика-водителя с общим стажем практического вождения 80 км;
  • механики-водители изучают основы движения и правила вождения, осваивают приемы управления машиной, вырабатывают навыки в преодолении препятствий в различных условиях, действиях в составе подразделения в ходе марша.

По окончании обучения и сдачи испытаний механикам-водителям присваивается квалификация специалиста 3-го класса.

В военно-учебных заведениях курсанты изучают основы движения и правила вождения, в полном объеме Курса вождения осваивают практическое вождение машины, приобретают навыки в организации и методике проведения занятий по вождению, в том числе и с использованием тренажеров.

После сдачи испытаний им присваивается квалификация механика-водителя 3-го класса.

В воинских частях и подразделениях в ходе занятий по вождению боевых машин, огневой подготовке, тактической подготовке совершенствуется одиночная подготовка механиков-водителей и достигается слаживание экипажей и подразделений.

При отработке упражнений по вождению закрепляются практические навыки вождения машин в различных условиях, на марше, в предбоевых и боевых порядках, осваиваются приемы вождения со специальным и навесным оборудованием, самоокапывания и маскировки.

Во время стрельб, на тактических занятиях и учениях отрабатываются действия на различной местности днем и ночью, в любое время года и при любой погоде.

Подготовка к повышению классной квалификации проводится: к концу первого года службы - на 2-й класс, на втором году службы - на 1-й класс.

С водителями, назначенными на колесные бронетранспортеры, на сборах в масштабе части (соединения) проводится специальная подготовка (доподготовка) в целях освоения закрепленных машин и привития навыков их вождения. На сборах (двух- или трехмесячных) отрабатываются упражнения Курса вождения в соответствии с программой сборов.

1.1.5. Переподготовка для работы на машинах других марок

Переподготовка механиков-водителей и водителей для работы на машинах других марок должна проводиться на специальных сборах в воинской или учебной части (соединении), имеющей для этого необходимую учебно-материальную базу и подготовленных руководителей обучения. Порядок проведения сборов устанавливается приказом по части (соединению). Занятия на сборах имеют практическую направленность. На занятиях изучаются особенности применения машин в различных условиях, характерных для дислокации войск, прививаются навыки в подготовке машин к использованию и вождению. Обучение вождению включает отработку всех или большей части упражнений Курса вождения с таким расчетом, чтобы механики-водители (водители) получили практику вождения не менее 50 км. Такая практика дает им право на самостоятельное вождение машин новых марок.

В результате переподготовки механики-водители (водители) обязаны:

  1. ЗНАТЬ тактико-технические данные изучаемой машины, правила вождения машины, вытекающие из особенностей ее конструкции, влияние конструктивных особенностей машины на надежность ее работы, требования безопасности при вождении;
  2. УМЕТЬ правильно готовить машину к практическому использованию и боевому применению, уверенно водить машину днем и ночью в различных дорожных условиях, характерных для дислокации войск.

По окончании отработки программы переподготовки все механики-водители (водители) сдают испытания, в процессе которых выполняют зачетное упражнение по вождению. Допуск к вождению машин новых марок оформляется приказом по части, в удостоверении классного специалиста делается запись и заверяется печатью воинской части, при этом квалификация остается прежней.

1.1.6. Методика обучения преодолению препятствий и ограниченных проходов

Для первоначального обучения преодолению препятствий и правильному ориентированию машины можно посредине входного и выходного зрачка приборов наблюдения механика-водителя (водителя) нанести черной краской тонкую линию или сделать на головку прибора наблюдения насадку.

В данном методическом пособии даются рекомендации по обучению преодолению препятствий при первоначальном обучении механиков-водителей (водителей) в учебных подразделениях и на сборах по подготовке водителей БТР. Эти методические приемы могут быть использованы для обучения личного состава в линейных частях, допускающего ошибки при вождении боевых машин.

Навыки практического вождения совершенствуются в ходе тактических учений и занятий, стрельб и других мероприятий, связанных с эксплуатацией боевых машин.

Практическое вождение машин при обучении технике преодоления препятствий и ограниченных проходов по элементам проводится по учебным отделениям (группам), каждое из которых занимается на 2-3 препятствиях.

Машины выделяются из расчета: одна - на 2-3 обучаемых.

Для обучаемых, слабо осваивающих технику вождения по ограниченным проходам, можно использовать такой прием обучения. Машина останавливается в 10-12 м от препятствия, точно направленная по его оси. Обучаемый садится в машину и наблюдает в прибор наблюдения, как будет видно препятствие, если машина направлена правильно. Затем включает низшую передачу и, не изменяя направления, двигается на препятствие. Преодолевая его, обучаемый все время наблюдает, как видны столбы прохода (колеи моста, колеи прошедших машин), если машина правильно двигается по препятствию.

Можно рекомендовать также прием обучения с установкой дополнительных ориентиров. С каждой стороны препятствия устанавливаются два столбика высотой 10-15 см, один за другим на одной линии в таких местах, чтобы при правильном преодолении препятствия прибор наблюдения механика-водителя (водителя) находился точно над ними. Столбики должны быть хорошо видны обучаемому. После того как обучаемый приобретет твердые навыки в правильном направлении машины на препятствие, ориентир убирается.

Ориентирование при преодолении макета колейного моста может производиться двумя способами:

  1. 1-й способ - машину направить так, чтобы середина среднего прибора наблюдения проходила: для танка - посредине между колеями, для БМП - 34-37 см от внутреннего (правого) обреза левой колеи, а для БТР - по внутреннему обрезу левой колеи.
  2. 2-й способ - чтобы середина второй половины прибора наблюдения проходила по внутреннему обрезу левой колеи.

Ориентирование при преодолении прохода в минно-взрывном заграждении, противотанкового рва, эскарпа с колейным мостом, прохода между столбами (участка маневрирования).

Двигаясь на первой передаче, ориентировать машину так, как и при преодолении прямого прохода. После того, как машина минует входные столбы (через 2-3 сек после того, как столб выйдет из поля зрения механика-водителя), начать плавный поворот влево (вправо), направляя машину так, чтобы центральный столб находился от правой (левой) гусеницы в 2-1,5 м. В дальнейшем повороты осуществлять аналогично.

Двигаясь на первой передаче, ориентировать машину так, как и при преодолении прямого прохода, за 5 м до встречного столба осуществить плавный поворот влево (вправо), после того, как скроется из поля зрения первый столб "змейки", осуществить (через 2-3 сек) поворот влево (вправо). В дальнейшем повороты делаются аналогично.

Ориентирование машины в месте остановки (стоянки).

Остановить машину так, чтобы середина (левая половина) левого прибора наблюдения была направлена на левый столб. Как только скроется из поля зрения левый выходной столб - остановить машину.

Ориентирование при преодолении прохода в минно-взрывном заграждении:

  1. Подойти к препятствию на максимально возможной скорости и направить машину по оси препятствия.
  2. За 6-8 м перейти на первую передачу и направить машину так, чтобы обозначенная линия, проходящая через середину смотрового прибора механика-водителя и углом клина волноотражателя, совпадала с осью препятствия. 3. Корпус тела прижать к спинке сиденья, руки выпрямить и держать на рычагах управления, голова механика-водителя должна упираться в налобник смотрового прибора.

1.1.7. Особенности выполнения упражнений

а) Подготовительные упражнения.

Подготовительные упражнения предназначены для привития навыков и совершенствования техники управления машиной, обеспечивающих умелое вождение ее при преодолении ограниченных проходов, естественных и искусственных препятствий. Они отрабатываются в последовательности, изложенной в Курсе вождения. Для выполнения упражнений по вождению должна выделяться техника из расчета одна машина на двух-трех обучаемых. В машине при выполнении упражнений находятся обучаемый и инструктор. Занятия организуются и проводятся в составе учебного взвода под руководством командира взвода или роты; на учебных местах обучают командиры взводов, отделений, инструкторы по вождению.

Если в ходе отработки упражнений допущена грубая ошибка, то руководитель занятия или инструктор, находящийся в машине, приказывает обучаемому остановиться, производит с ним разбор, после чего повторяет действие до устранения допущенной ошибки.

При выполнении подготовительного упражнения N 1 на отдельном учебном месте обучаемые тренируются останавливать машину в обозначенном месте (8) и двигаться задним ходом.

При выполнении подготовительного упражнения N 2 на отдельном учебном месте отрабатывается техника остановки машины в обозначенном месте (8) и повороты между столбами (7).

При выполнении подготовительного упражнения N 3 на отдельном учебном месте отрабатываются техника и приемы постановки машины в окоп передним и задним ходом (норматив N 1). При вождении ночью этот норматив отрабатывается со светомаскировочным устройством, в режиме "ЧЗ".

При выполнении подготовительного упражнения N 4 на 3 и 5 занятиях отрабатываются нормативы 2 и 3.

Оценка за выполнение подготовительных упражнений выставляется по следующим показателям: за технику вождения и правила вождения, за выполнение нормативов 3, 4 плюс скорость движения.

Здесь и далее в скобках указаны номера препятствий согласно КВБМ СВ-86 (приложение 4).

б) Зачетное упражнение

Зачетное упражнение отрабатывается по одному из двух вариантов. Оно предназначено для совершенствования индивидуальной подготовки механиков-водителей (водителей) и офицеров по вождению, определения степени их обученности, а также проведения испытания на присвоение, подтверждение и повышение классной квалификации механика-водителя. При выполнении зачетного упражнения (в учебных подразделениях во время испытаний на присвоение классности) в машине должен находиться один механик-водитель (водитель).

Военнослужащим, не имеющим классной квалификации, при выполнении упражнения норматив по скорости установлен на 1 км/ч ниже, чем для механика-водителя 3-го класса, кроме выполнения упражнения при сдаче на классную квалификацию.

При выполнении зачетного упражнения для гусеничных машин проверяются:

  • механики-водители второго периода службы по нормативам 3-го класса, а третьего и четвертого периодов - по нормативам 2-го класса;
  • прапорщики (сверхсрочнослужащие) - по нормативам 1-го класса;
  • офицеры и другие категории военнослужащих - по нормативам 3-го класса.

При выполнении зачетного упражнения для колесных машин водители проверяются по нормативам 3-го класса.

В оценочном показателе N 5 под ограничителями следует понимать: ежи, указки и ограничительные столбы, выставленные на участке заграждений и маневрирования.

При выполнении зачетного упражнения по вождению гусеничных машин норматив по скорости оценивается: "выполнен", "не выполнен".

Оценка подразделению за одиночное вождение не может быть выше общей оценки, полученной за одиночное вождение механиками-водителями (водителями).

При выполнении упражнения на гусеничной технике отработка нормативов N 2 "Погрузка машины на железнодорожную платформу и выгрузка с нее" (не более 7 мин) или N 3 "Погрузка гусеничной техники на большегрузный (50 т) полуприцеп и выгрузка с него" (не более 4 мин), для колесной техники N 2, является обязательной на каждом занятии.

При выполнении упражнения в горах, при движении по каменистому участку обучаемый должен выполнить не менее 10 поворотов по проходам шириной до 5 м. Подъемы и спуски максимальной крутизны, протяженностью не менее 20 м должны соответствовать техническим возможностям машины, но не менее 10°.

в) Контрольные упражнения

Контрольные упражнения предназначены для боевого слаживания подразделений (экипажа, взвода, роты, батальона) при вождении боевых машин, привития навыков в умелом сочетании огня и маневра в соответствии с тактической обстановкой, а также поддержания и совершенствования у обучаемых навыков преодоления естественных и искусственных препятствий.

Для выполнения требований к маршевым скоростям основной целью при отработке контрольного упражнения N 3 ставится: для механиков-водителей - привить навыки, обеспечивающие умелое вождение машины в колонне подразделения по дорогам и колонным путям, на максимально возможной скорости, в любое время года и суток; для офицеров - совершенствовать навыки в управлении подразделением при вождении машин в колонне с максимально возможной скоростью. Упражнение выполняется как днем, так и ночью. Особое внимание при обучении надо уделять соблюдению дисциплины марша: своевременное прохождение головой колонны исходного рубежа (начало выполнения упражнения); выдерживание установленных дистанций, которые назначаются исходя из боевой обстановки, состояния дорог и колонных путей, условий видимости и фактической скорости движения и должны быть не менее численного значения скорости, а в зимних условиях - больше на 10-20 м допустимых скоростей движения по мостам и железнодорожным переездам и при обходе неисправных машин (ст. 92, 93, 94, 120, 124 РПВБМ-82); преодоление на маршруте естественных препятствий без остановок, скатывания, наезда на деревья, столбы и другие сооружения; прибытие в назначенный район или на указанный рубеж в расчетное время. Окончанием выполнения упражнения считается время прибытия последней машины и остановка ее в колонне на установленной руководителем дистанции по докладу командира роты (батальона).

При выполнении КУ N 3 в составе батальона привлекается вся техника батальона за исключением автомобильной. Подразделениям, имеющим на вооружении различную технику (танки, БМП, БТР), средняя скорость определяется по нормативу для машин с меньшей скоростью движения.

При выполнении контрольных упражнений норматив по технике вождения считается выполненным, если ошибки допустили не более 30% экипажей. Для определения этого руководитель занятия должен находиться у препятствия и оценивать прохождение колонны. В случае, если одна из первых машин подразделения вышла за габариты прохода (свалила ограничительный столб, перила обозначенного моста и т.д.), то, выдержан или не выдержан оценочный показатель последующими машинами, руководитель занятия определяет личным наблюдением.

Для практики в объезде остановившейся на дороге машины могут устанавливаться макеты или габаритные ограничители по размерам реальных машин.

По прибытии в назначенный район (пункт) на отдельном учебном месте отрабатываются нормативы N 11, 12 или 13, 14, для подразделений на БТР - N11,12.

Зачетное и КУ N 1 и 2 должны иметь два варианта маршрутов с препятствиями.

г) Учебные упражнения

Учебные упражнения (N 1,2 - для подразделений на гусеничной технике и N 1, 2, 3 - для подразделений на колесных БТР) предназначены для обучения технике вождения в колонне, преодолению водных преград, а для колесных бронетранспортеров, кроме того, - вождению по дорогам и в населенных пунктах.

Руководителем занятия при выполнении УУ N 1 является командир роты.

Средние скорости движения колонн устанавливаются командирами подразделений исходя из характера маршрута, условий вождения и в соответствии с требованиями Боевого устава. На трассе оборудуется прямой ограниченный проход (10), проход с обозначенными поворотами (17) и железнодорожный переезд реальный или обозначенный (11). На отдельном учебном месте отрабатываются нормативы N 5 и 21 (для колесных БТР - N 5 и 20) по КВБМ СВ-86.

При выполнении упражнения руководитель занятия обязан развернуть роту не менее двух раз в предбоевой и боевой порядки, перестроить в колонну. Протяженность движения в предбоевом и боевом порядках должна быть не менее 500 м.

При выполнении упражнения в горах (УУ N 16) упражнение выполняется по маршруту, на котором оборудуются: дорога на карнизе (26) протяженностью не менее 100 м; серпантин, имеющий не менее трех поворотов (27) на склоне горы высотой не менее 50 м; колонный путь на подъеме (спуске) крутизной не менее 10* и протяженностью не менее 30 м; мост высотный (многопролетный) (24) грузоподъемностью 50 т над ущельем (оврагом) глубиной не менее 5 м; мост горбатый (однопролетный) (25) грузоподъемностью 50 т над руслом ручья (промоиной).

На опасных участках маршрута и мостах (24 и 25) устанавливаются ограждения и хорошо видимые указатели, а ночью - светящиеся указатели (световые знаки).

Выполнение УУ N 1 проводится только в учебных подразделениях с водителями колесных БТР в период их до-подготовки на сборах. Для проведения марша создаются сводные экипажи в составе двух человек: один - командир машины (отделения), второй - механик-водитель (водитель) и по одному инструктору механику-водителю. При выполнении упражнения молодыми водителями БТР в роли командира машины должен быть сержант или хорошо подготовленный водитель второго года службы.

В линейных подразделениях УУ N 1 выполняется: в подразделениях, занимающихся 10 учебных дней, в период выхода в учебные центры; в подразделениях, занимающихся 18 учебных дней, при полевых выходах (за счет увеличения количества часов занятий при выходе в поле).

Организация выполнения УУ N 2 проводится в строгом соответствии с требованиями Руководства по правилам вождения боевых машин (РПВБМ-82, гл. 5) и Руководства по преодолению водных преград танками, БМП, БТР (РПВП).

УУ N 3 отрабатывается подразделениями на колесных БТР. Протяженность маршрута 15-20 км, из них 60% улучшенных дорог, до 20% участка колонного пути с естественными препятствиями или проселочных дорог и до 20% по улицам в населенном пункте или на участке населенного пункта, оборудованном на автодроме.

Маршрут движения должен включать: мосты, крутые повороты, перекрестки и развилки дорог.

При вождении в населенном пункте организуется служба регулирования, которая должна полностью обеспечить требования безопасности.

1.1.8. Методика обучения вождению боевых машин на учебно-тренировочных средствах

Учебно-тренировочные средства позволяют, особенно при первоначальном обучении, сократить использование дорогостоящей боевой техники для практического вождения. Вместе с тем на них обеспечивается возможность более наглядно проводить занятия с личным составом, осуществлять контроль за действиями обучаемых, своевременно выявлять допускаемые ошибки, их причины и одновременно обучать большее количество людей, чем на боевой технике. Все это способствует повышению интенсификации процесса обучения и выработке у механиков-водителей в более короткие сроки профессиональных навыков по эффективному использованию боевых машин при вождении в различных условиях местности.

Обучение на тренажерах начинается после изучения общего устройства боевой машины, ее отделений и приводов управления, а также основ и правил вождения, способствующего сознательному усвоению учебных задач и привитию правильных навыков управления машиной. Начинать обучение вождению следует на простейших тренажерах с обучающей приставкой. После приобретения обучаемыми первоначальных навыков в действиях с механизмами управления на простейших тренажерах приступают к тренировкам на динамических тренажерах.

Для того чтобы правильно и эффективно использовать учебно-тренировочные средства, все офицеры и сержанты должны знать назначение и возможности применяемого тренажера, его общее устройство, порядок подготовки к работе и использования при обучении личного состава.

а) Обучение вождению боевых машин на тренажере ТР

На первом этапе, при изучении правил вождения, обучаемым с помощью учебно-тренировочных карт (УТК) сообщаются общие данные о назначении отделения управления танка (БМП) и порядке действий механика-водителя.

На все отрабатываемые действия имеются полные и сокращенные УТК (подготовка двигателя к запуску, запуск, прогрев и т.д.). На тренажерах обучаемые занимаются группами по 2-3 человека. Обучение начинается с элементарных действий.

На втором этапе - первый из обучаемых занимает рабочее место и медленно выполняет те операции, которые ему зачитывает с УТК второй обучаемый. Третий при этом следит за действиями первого, фиксируя время выполнения, и помогает устранить возможные ошибки. Потом происходит смена с таким расчетом, чтобы каждый выполнил одну и ту же операцию. Данный цикл повторяется, при этом обязательно говорится вслух то, что непосредственно выполняется. Благодаря этому быстрее закрепляются новые навыки, ибо обучаемый непроизвольно обдумывает то, что ему предстоит делать.

На третьем этапе обучаемые выполняют все операции, называя только ключевые вопросы.

б) Обучение вождению боевых машин на тренажерах ТТВ

После выполнения операций по УТК на тренажерах ТР обучаемые приступают к практическому выполнению упражнений на динамических тренажерах, предусмотренных Курсом вождения боевых машин, в том числе в противогазе. Эффективность такого способа очевидна. Во-первых, он дает возможность при начальном формировании навыков в управлении танком (БМП, БТР, МТЛБ) наиболее полно использовать преимущества тренажеров. И во-вторых, прививать обучаемым навыки контроля за состоянием моторно-трансмиссионной установки (МТУ) по показаниям контрольно-измерительных приборов. Делается это в три этапа.

На первом во время занятий в классе обучаемым выдаются учебные задачи с описанием типовых ситуаций и фотографии приборного щитка механика-водителя с изображением определенных значений контролируемых параметров, соответствующих условию задания. Такие фотографии позволяют обучаемым еще до начала работы на тренажере узнать возможное положение стрелок приборов. В дальнейшем это позволяет им быстрее действовать в аналогичной ситуации в реальной учебно-боевой обстановке. Решают подобные задачи обучаемые с помощью УТК, которая выполнена в виде таблицы. В ней указано, какие отклонения значений контролируемых параметров могут быть, что необходимо сделать для их нормализации и к чему приведет непринятие соответствующих мер механиком-водителем.

На втором этапе обучение проводится непосредственно на динамических тренажерах и заключается в том, что на щиток механика-водителя инструктором вводятся различные аварийные показания приборов. Причем таких вводных должно быть не две-три, а гораздо больше, чтобы обучаемые были готовы к любым ситуациям, умели правильно и спокойно на них реагировать.

Завершающий этап подготовки - обучение управлению боевой машиной на динамических тренажерах при выполнении упражнений, предусмотренных Курсом вождения боевых машин.

До выполнения необходимо выработать умение правильно оценивать различные внешние факторы (состояние грунта, погоды, условия движения и т.п.). Достигается это тем, что вначале со всеми обучаемыми, а потом, когда они приступают к вождению, со свободной сменой проводится специальное занятие, на котором обучаемые получают учебно-тренировочные карты, не только раскрывающие особенности вождения боевых машин в тех или иных условиях, но и содержащие ответ на вопрос, почему именно так надо действовать, а не иначе.

Таким образом, механики-водители, прежде чем сесть за рычаги танков (БМП, БТР, МТЛБ), уже будут иметь необходимые практические навыки.

Заменяются обучаемые на тренажерах по команде руководителя.

Разбор проводится после каждой смены в присутствии очередной, с тем чтобы воины могли избежать ошибок своих предшественников.

1.2. Особенности подготовки руководителя занятия, личного состава, вооружения и техники, УМТБ к занятию по вождению боевых машин

1.2.1. Подготовка занятия

Подготовка занятия по вождению включает:

  • подготовку руководителя занятия, офицеров (сержантов) - руководителей на учебных местах, а также инструкторов по вождению (в учебных центрах);
  • подготовку личного состава;
  • подготовку техники;
  • выбор и подготовку маршрута (участка местности) вождения и учебных мест;
  • определение потребного количества машин, сил и средств для оцепления, регулирования движения, технического и медицинского обеспечения занятия.

1.2.2. Подготовка руководителя занятия

Подготовка руководителя к проведению занятия осуществляется на показных, инструкторско-методических занятиях и инструктажах, но основным методом является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа руководителя начинается с изучения руководящих документов по боевой подготовке, в которых даются конкретные указания по организации занятий, а также обращается внимание на те вопросы подготовки по вождению, которые по опыту прошедшего периода обучения и ранее проведенных занятий вызывают особые трудности у обучаемых, чтобы в ходе занятий отработать их более тщательно, а также с определения и уточнения исходных данных, на основании которых разрабатывается план занятия.

Исходные данные для проведения занятия по вождению (тему, содержание учебных вопросов, место проведения, время, количество учебно-боевых машин, моторесурсов, необходимых для занятия) руководитель получает из Программы боевой подготовки и указаний непосредственного начальника во время показных, инструкторско-методических занятий, инструктажей и при подведении командиром подразделения итогов боевой подготовки за прошедшую и постановке задач на следующую неделю.

Руководитель должен выехать на танкодром, где он уточняет (определяет): количество учебных мест, возможности танкодрома (маршрута), наличие и работоспособность тренажеров; емкость и оснащенность каждого учебного места, порядок смены; наличие средств связи между учебными местами и на основном учебном месте по выполнению упражнения, а также другие вопросы обеспечения занятия.