АВТОКЛУБ
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЧТО ЛУЧШЕ: БЕСШУМНО ИЛИ БЕЗОПАСНО?
Несколько лет назад в Германии появилось новое дорожное покрытие, имеющее пористую структуру, благодаря чему оно было насыщено воздухом в 10 раз больше обычного асфальта — 20% против 2%. Именно увеличение воздуха в покрытии делает его «бесшумным», снижая шум от колес на 4 - 5 децибел. Сейчас около 250 км немецких автобанов покрыто этим «бесшумным» асфальтом.
И вот, похоже, у нового покрытия выявился один неучтенный, но существенный недостаток, Некоторые эксперты утверждают, что именно из-за своей пористости этот асфальт имеет худшие свойства сцепления покрышек с дорогой и увеличивает вероятность заноса. В доказательство этого приводятся: 4-километровый участок трассы А8, покрытый «бесшумным» асфальтом, на котором с начала года произошло уже около 80 дорожно-транспортных происшествий; 3-километровый участок на трассе А5, где некоторое время назад произошла авария, повлекшая многочисленные человеческие жертвы.
Пока не доказано, что причиной большинства ДТП на этих участках стал злополучный «бесшумный» асфальт. Но правительство Германии, не дожидаясь завершения спора между сторонниками и противниками нового покрытия, выборочно начинает ограничивать скорость на опасных «бесшумных» участках.
VOLVO ДЕЛАЕТ СТАВКУ НА СПОРТ
Со следующего года компания Volvo вносит ряд изменений в свою модель S60.
Этот седан получил целый ряд существенных изменений, которые, по замыслу шведов, должны придать дополнительную толику спортивности и престижности. Благодаря слегка измененному дизайну автомобиль визуально кажется крупнее предшественника. Скругленная передняя решетка радиатора и «хрусталь» задней светотехники подчеркиваются более простыми и выверенными линиями бамперов. Скрытыми «плюсами», дополняющими фактор пассивной безопасности, теперь являются более мощные омыватели передних фар и специальное водоотталкивающее покрытие боковых зеркал. Внутри салон автомобиля получил целый ряд новых цветовых решений и прошел легкую дизайнерскую ревизию. Кроме более широкого комплекса настроек микроклимата значительно улучшена звукоизоляция.
Более знаковым является то, что со следующего года любой Volvo S60, как, впрочем, и более крупный S80, и универсалы V70 и ХС70 AWD, можно будет заказать с новейшей системой контроля работы подвески Four-C. Ранее это шасси было доступно только владельцам спортивных версий автомобилей шведского концерна с литерой R. Оно позволяет в доли секунды с помощью электроники подстраивать шасси под стиль вождения автомобилиста и тип дорожного покрытия или же по команде владельца менять целый комплекс различных настроек, переводя автомобиль в жесткий спортивный или более комфортный режим.
ЯПОНИЯ: LEXUS НА БАТАРЕЙКАХ
Премьера гибридного Lexus прошла в этом году на ведущих автосалонах мира. Внешне гибридный Lexus RX400h отличается от бензинового RX300 только светодиодными задними фонарями, передним бампером и шильдиками RX400h. Происхождение индекса «400» (в «Лексусах», как и в «Мерседесах», цифровой индекс модели, как правило, совпадает с объемом двигателя в кубических дециметрах) японцы объясняют одинаковой мощностью гибридного силового агрегата со среднестатистическим восьми-цилиндровым мотором. Все же основные отличия - в технической начинке машины.
В гибридном Lexus не один, а сразу три двигателя. Помимо 3,3-литрового шестицилиндро-вого бензинового мотора в машине два электродвигателя: один для задних колес, другой - для передних. Электромоторы питаются от никель-металлгидридной аккумуляторной батареи с напряжением 288 вольт. Все вместе они развивают суммарную мощность 272 л. с. При трогании с места и движении с маленькой скоростью у «Лексуса» включаются только электромоторы. Машина начинает движение в режиме полного привода. На трассе задний электромотор отключается, а вместо него задействуется бензиновый двигатель, который вместе с передним электродвигателем вращает передние колеса. Заодно бензиновый мотор подпитывает аккумулятор. При интенсивном разгоне работают все три мотора, и машина «гребет» всеми четырьмя колесами. Когда Lexus тормозит, электромоторы работают как генераторы, подзаряжая батарею. На остановках бензиновый двигатель отключается для экономии топлива. Управляет силовой установкой и распределяет энергию между моторами и батареей электроника. Поведением автомобиля на дороге управляет система интегрированного управления динамикой VDIM. Она объединяет ABS, антипробуксовочную систему TRC, систему курсовой устойчивости VCS и электроусилитель руля EPS.
Европейские продажи полноприводного гибрида стартуют в первом квартале 2005 года. В Россию Rх400h обещают завезти во второй половине 2005 года.
***
РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА В РОССИЙСКИХ АВТОМОБИЛЯХ
Среди несчетных экспозиций Московского автосалона в этом году был и новый русский внедорожник COWBOY, производимый компанией Derways в Черкесске (о нем мы уже не раз говорили на страницах АВТОКЛУБа). Не прошло и года с момента премьерного показа в Тольятти, а он уже продается! По сравнению с тем образцом этот выглядит доведенным до ума: детали экс- и интерьера хорошо подогнаны, появились новые решения в оформлении, а на центральной консоли красуется некий прибор со множеством кнопок и большим дисплеем. Подобный элемент можно увидеть в дорогих комплектациях иномарок. Что это? Заимствованный из-за «бугра» блок управления климатом или прибор навигации? Оказалось, и то, и другое, и еще много чего в себе сочетающее, но не заграничное, а разработанное и произведенное в нашем городе Ставрополе нашими электронщиками. Производитель назвал его «Многофункциональная информационная система «Мирком-100«. При более близком знакомстве с новинкой сомнений не остается: такой системы на рынке еще не было, поэтому она заслуживает к себе внимания.
ЧТО ОН МОЖЕТ
Так что же представляет собой «Мирком», что он может и в чем его многофункциональность? Начинаем загибать пальцы, однако прежде отметим, что система представляет собой электронный блок, информация Isfc^ с которого выводится не только на цветной цифровой ТFТ-дисплей, но и в ряде случаев сообщается приятным женским голосом. В «Ковбое» «Мирком» устанавливается взамен бортового блока индикации, блока управления ото-пителем и кондиционером и, соответственно, берет на себя все функции этих блоков, превращаясь в самый натуральный «климат-контроль», автоматически поддерживая заданную температуру в салоне с высокой точностью. Причем делает это интеллектуально, например, при обгоне и резком нажатии на педаль акселератора отключает кондиционер, чтобы не отнимать у двигателя мощность.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ВОДИТЕЛЯ
Маршрутный компьютер. Назвать «Мирком» «маршрутником» язык не поворачивается, хотя функции маршрутного компьютера он выполняет. И если обычный маршрутный компьютер получил столь громкое звание, то «Миркому» впору присваивать звание персонального секретаря водителя - такой объем информации он выдает в доступной для понимания форме. И не на маленьком экранчи-ке, а на пятидюймовом экране. Причем наблюдать за текущими параметрами, такими как дата, время, средний расход, средняя скорость, объем топлива в баке, предполагаемый пробег на остатке топлива, время в пути, пройденное расстояние, наружная температура, реальная скорость и расход топлива в двух величинах (в литрах в час и в литрах на 100 км), можно не по отдельности, как на всех традиционных «маршрутниках», а за всеми сразу. Мало того, три последние перечисленные величины отображаются в графическом виде разным цветом.
Еще одна особенность: система ведет свой журнал некоторых показателей и сохраняет их в памяти на протяжении 30 лет. Другая возможность «маршрута»: определение разгона автомобиля до «сотни» (или любой другой возможной скорости) с выдачей посекундного отчета о наборе скорости.
СЕРВИС
Один из самых содержательных и полезных разделов объемного меню «Миркома» -«Сервис». Здесь есть все, что может понадобиться, начиная от калькулятора и заканчивая календарем (до 2063 года!).
Пункт «Техобслуживание» содержит такие сведения, как срок замены масла, ремня ГРМ, очередного технического обслуживания и т.д. Заложив эти данные в память системы, владелец заблаговременно начнет ежедневно получать голосовые и графические напоминания о предстоящих работах.
Практический интерес представляет пункт «Диагностика». Здесь имеется возможность не только фиксировать текущие неисправности, но и вести журнал ошибок, то есть фиксировать время их появления. А так как диагностическая система постоянно следит за состоянием датчиков и электронных устройств автомобиля, то, обнаруживая ошибку, запоминает все доступные на момент возникновения данные: код, дату, показания датчиков на момент возникновения ошибки, что в ряде случаев облегчает выявление «плавающих» неисправностей.
«Мирком» также отслеживает и показывает на дисплее состояние всевозможных электрических портов автомобиля. Помимо этого для продвинутых пользователей предусмотрена возможность управлять всевозможными устройствами ЭБУ (форсунками, вентилятором радиатора, реле бензонасоса и т.д.). Кстати, в устройстве имеется информация по ремонту автомобиля. Например, не запускается у машины двигатель... Нажав несколько кнопок компьютера, вы можете узнать о всех возможных неисправностях «по теме» и способах их устранения.
НА ДОСУГЕ
Однако не только деловой информацией наполнена память прибора. Осталось место и для отдыха. Содержимое папки меню «Игры» поможет скрасить вынужденное ожидание. Несколько логических игр - и время пролетело незаметно.
Если же вы не любитель компьютерных игрушек, то убить время можно и за просмотром телепрограмм. Память на 99 каналов в десяти городах - и дорожная «пробка» рассосалась незаметно. Кстати, качество японского монитора очень высокое. Он передает 262 144 оттенка цвета с десятикратной возможностью регулировки яркости и обеспечивает угол обзора до 140 градусов. Для пользователя это замечательно тем, что изображение на экране четко видно практически из любой точки салона.
Вообще об информационной системе и ее возможностях в автомобиле можно рассказывать очень долго. Мы лишь поверхностно прошлись по списку некоторых функций, даже не упомянув про функции «Телефон», «Интернет», «Навигация» и массу других не менее полезных. Хочется отметить, что «Мирком» разработан не только для нового черкесского внедорожника. На данный момент существуют версии для автомобилей «Волга» десятой серии и «десятого» семейства «Лады» (собственно, первоначально прибор разрабатывался именно для вазовских автомобилей).