Время платить долги
ЧТО БУДЕТ СДЕЛАНО ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ "ПРОБОК" НА ЮГО-ЗАПАДЕ
О том, как программу реконструкции транспортной сети ЮЗАО обсуждали во вторник на заседании правительства Москвы, "Вечерка" уже писала, а вот о самой программе преднамеренно упомянула лишь вскользь. Потому как, по мнению автора этих строк, подобная информация будет весьма интересна читателям "Автоклуба", особенно тем, кто, как и я, живут на юго-западе столицы.
Беда приключилась как-то вдруг. Внезапно. Однажды все дороги, идущие от МКАД к центру города - Ленинский и Севастопольский проспекты, Профсоюзная улица, проспект Вернадского, - оказались вдруг наглухо забиты транспортом. Ситуация день ото дня становилась все хуже и хуже. Сегодня, спустя неделю с лишним после первого снегопада, выбраться утром из Конькова, Теплого Стана и Ясенева, не говоря уже о Бутове, в город практически невозможно, не отстояв минут сорока в пробке.
В общем-то, этого и следовало ожидать... Юго-запад считается элитным местом, уступая, конечно, по своей значимости ЗАО. Но тем не менее строят здесь активно, причем в последние два-три года - очень активно. Выросли новые дома на пересечении Севастопольского проспекта и улицы Миклухо-Маклая, огромный жилой район появился на пустыре, очерченном улицами Островитянова и Волгина, новостройки растут буквально как грибы вдоль улицы Введенского... В общем, за последние три года на территории округа появилось 3, 5 миллиона квадратных метров жилой площади. И еще четыре миллиона появятся в ближайшие три года. Грубо говоря, это в общей сложности 120-150 тысяч новых квартир, новых жильцов и еще около ста тысяч автомобилей. Добавьте сюда строящиеся торговые и развлекательные центры - вроде "МЕГИ", которые привлекают на юго-запад десятки тысяч автомобилистов из других районов. Но в то же самое время дорожная сеть округа практически не изменилась. Более того: она даже уменьшилась за счет того, что часть обочин постоянно занята так называемым гостевым транспортом.
Над программой развития дорожно-транспортной инфраструктуры округа префектура вкупе со специалистами Москомархитектуры и Департамента транспорта и связи работала не один месяц, учтя практически все составляющие проблемы. Что, кстати, было особо одобрено мэром. Так что же конкретно предлагает москвичам эта программа? Начнем с крупных объектов.
Самый значимый - это давно ожидаемый дублер Ленинского проспекта: его строительство должно начаться с соединения улиц Миклухо-Маклая и Обручева. Однако пока проектная документация будущей магистрали не готова. Дело в том, что проектировщикам еще предстоит решить: так ли необходим дублер Ленинскому проспекту? Не проще ли - и не дешевле ли - заняться уже существующим проспектом Вернадского? Он, проходя по холмам и впадинам, так и напрашивается на строительство транспортных эстакад от одной возвышенности к другой. К тому же его правая сторона сегодня не занята жилыми строениями, что также облегчает проведение работ. Кроме того, реконструированный проспект можно было бы соединить с другой магистралью - Мичуринским проспектом.
Еще два серьезных и сложных объекта - транспортные развязки на пересечении Ленинского проспекта с улицами 26 Бакинских комиссаров и Миклухо-Маклая и рядом со станцией метро "Теплый Стан": здесь встречаются транспортные потоки, движущиеся по Профсоюзной улице, Новоясеневскому проспекту и улице Теплый Стан.
А вот от сооружения второй очереди транспортной развязки на площади Гагарина, возможно, откажутся. Может быть, лет на пять. А может - и вообще: ситуация с пробками здесь в известной степени сошла на нет после завершения строительства Третьего кольца.
Вместо этого, проектировщики займутся периферией, в какой-то степени, исправляя свои собственные ошибки.
Первая из них - проезд Карамзина: когда строилось Ясенево, архитекторы, по сути, пошли на поводу у местных жителей, наложивших вето на продолжение этой улицы до МКАД. Именно поэтому сегодня Севастопольский проспект не имеет выхода на кольцевую автодорогу. Теперь эту ошибку решено исправить, облегчив жителям Ясенева выезд из своего района.
Еще один масштабнейший проект - соединение Куликовской улицы (Бутово) с Соловьиным проездом (Ясенево). Предлагается, использовав все тот же проходческий щит "Херренкнехт", что трудится сейчас под Серебряным Бором, "пропустить" два тоннеля под Битцевским лесопарком и под МКАД, выведя трассу в Бутово. Проект этот интересен еще и тем, что он, как и троице-лыковский, объединит в каждом тоннеле трехполосную проезжую часть и линию легкого метро. Таким образом, доехав до станции "Улица Старокачаловская", бутовцы смогут выбирать из двух пересадок - либо на "серую" ветку, либо на "оранжевую". Ну а автомобилисты смогут "сквозняком" выбираться из Бутова прямо в пределы МКАД, не пользуясь ни кольцом, ни перегруженной Варшавкой. Этот проект очень дорогой. Но его реализация упирается не только в деньги: график работы щита расписан на годы вперед: ему еще рыть тоннели на Бульварном кольце, работать по трассе Четвертого кольца в Филях и в Коломенском... Однако такая "связка" двух районов необходима. Пока же тем, кто живет в Северном и Южном Бутове, остается надеяться на реконструкцию самого Варшавского шоссе: иначе оно просто не справится с нагрузкой, которая возрастет после присоединения к Москве Щербинки.
Большинство прочих проектов связаны в основном с реконструкцией уже существующей дорожной сети округа.
Например, не так давно был переоборудован перекресток Севастопольского проспекта и улицы Миклухо-Маклая, в ближайшее время строители обещают сдать в эксплуатацию еще один перекресток - Севастопольского и Балаклавского проспектов. Здесь, кроме модернизации проезжей части, были построены три подземных перехода.
Возможно, уже в будущем году начнется расширение многострадальной улицы Островитянова от Ленинского проспекта до Профсоюзной улицы: две полосы в обе стороны уже не справляются с транспортными потоками. Реконструкция была обещана еще в конце 90-х годов прошлого века, но вот, видимо, все как-то руки не доходили. А в будущем Островитянова расширят и от Профсоюзной до Севастопольского проспекта.
Кстати, было бы неплохо заодно заняться реконструкцией части улицы Волгина: ее, например, можно было бы напрямую соединить со Старокалужским шоссе. И это решило бы транспортную проблему улицы Обручева.
Ну и, наконец, в особо сложных участках крупных магистралей появятся подземные переходы.
Рассказывая о программе, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин сказал, что проектировщики "отдают долги москвичам". Хотелось бы только, чтобы долги эти были отданы как можно скорее. Хотя бы самые крупные из них.