Мастерство начинается с мелочей
Как помнят наши читатели, некоторое время назад "Автоклуб" пообещал опубликовать несколько интервью с известным автогонщиком Сергеем Потапковым об искусстве вождения. Причем не просто вождения, а таких навыков и стиля, которые позволяют оставаться невредимым в экстремальной ситуации, ездить быстро, но при этом никого не убивать. Что ж, настало время выполнять обещание. Мы встретились с Сергеем и взяли первое интервью.
- Сергей, что бы вы сочли нужным рассказать на самой первой, вводной, лекции? - Естественно, я бы рассказал об умении правильно устраиваться за рулем. На самом деле от этого зависит очень многое. Человек, который неправильно, некомфортно сидит, подвергает опасности и себя, и своих пассажиров, и всех прочих участников дорожного движения. Плохо, некомфортно сел - быстро устал. А у уставшего человека плохая реакция. Он может несвоевременно среагировать на изменяющуюся обстановку, может даже уснуть, а это вообще страшная вещь. Сами понимаете, лобовое столкновение... - Итак, как же правильно сесть за руль? - Сначала надо позаботиться о ногах. Следует отодвинуть сиденье от руля на такое расстояние, чтобы полностью выжимать все педали не до конца выпрямленной ногой. Когда вы экспериментальным путем нашли это расстояние, очень советую испытать его практически. Опробуйте все возможные комбинации нажатия на педали, вплоть до торможения левой ногой одновременно с перегазовкой (именно это иногда требуется зимой, если машина уходит в занос). Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы колени касались "торпеды" или руля, а ранты ботинок - друг друга. - Это понятно. А как надо регулировать спинку кресла? Кто-то ведь любит сидеть прямо, а кто-то предпочитает ездить чуть ли не лежа. - Здесь очень простое правило: вы должны держать рычаг при включенной пятой передаче в вытянутой правой руке. - Теперь вопрос о руле. Я видел шоферов, которые рулят одной левой, а видел и тех, которые вцепляются в баранку строго по учебнику: если сравнить ее с циферблатом, то в 3 часа и в 9. - Не одобряю тех, кто пытается рулить одной рукой. Это опять снижает готовность к нужному реагированию в экстремальной ситуации. Руль надо держать уверенно, но расслабленно, не вцепляться в него. Опять-таки, если говорить о циферблате, то руки должны быть на 11 и 2 часах. При повороте недопустимо мелко перебирать рулевой колесо. Такой способ управления может стать привычным и подвести в тот момент, когда требуется резко вывернуть. Рекомендую так называемый перекрестный хват. Это такой способ поворота, при котором одна рука крутит колесо до предела возможного, а другая готовится продолжить это движение, ложась поверх первой. Иногда я даже допускаю хват руля изнутри, который при повороте становится наружным хватом. Так можно повернуть баранку одной рукой на 360 градусов. Именно это требуется при особо резком маневре. - О вас я не раз слышал, что для полного владения ситуацией необходимо видеть все вокруг себя на 360 градусов. Звучит красиво, но как это сделать практически? - На это есть целых три зеркала заднего вида. Нужно приучить себя смотреть в них перед началом каждого маневра. Особенно перед тем, как нажать на тормоз. - вы знаете, мы говорим о таких азах, о которых говорят на самых первых занятиях в автошколе. - Ну и что? К сожалению, многие о них успешно забывают именно потому, что они им кажутся азами. Кто-то говорит, что ему удобнее сидеть, держа руль между коленок. Кто-то предпочитает не снимать правую руку с рукоятки КПП. До поры до времени это сходит с рук. Но только до поры до времени. Любое ДТП докажет, что водитель не прав. А переучиваться на больничной койке уже поздно, в могиле - тем более. Даже самым грамотным и опытным водителям я бы советовал время от времени "вывешивать" машину на упоры, чтобы передние колеса не касались земли, и самому себя экзаменовать на скоростные повороты руля, на быстроту переключения передач. Всегда полезно знать, на что ты реально способен, а в чем следует дополнительно тренироваться. - И последний вопрос на сегодня: что бы вы назвали тревожным симптомом? Когда для водителя звякает звоночек, оповещающий, что он сегодня не готов. - Никаких таких особых звоночков нет. Человек сам чувствует, уверен он в себе или нет. Если нет - прижмись вправо и снизь скорость.