МОЛНИЕНОСНЫЕ "БЕНЦЫ"
В начале прошлого века автомобиль "82/200" , построенный компанией "Benz" , установил несколько мировых рекордов скорости.
МОДЕЛЬ "82/200" дебютировала в 1908 году. В мае того же года она под управлением французского аса Виктора Эмери выиграла свою первую гонку Петербург - Москва. Через пару месяцев в соревнованиях на Гран-при автоклуба Франции Эмери занял второе место. В 1909 году на треке Брукленд под Лондоном он предпринял попытку побить действовавший тогда абсолютный мировой рекорд скорости, но неудачно: достигнутых 202 км/ч немного не хватило для успеха.
Компания "Benz" выпустила более десятка подобных 200-сильных машин. Две из них оказались в России, три - в США. На одном из этих автомобилей 23 марта 1910 года знаменитый американский гонщик Берни Олдфилд установил новый мировой рекорд, промчавшись по пляжной отмели Дайтона одну милю (1. 609 метров) со скоростью 211, 93 км/ч. В следующем году его соотечественник Бурман на дистанции одна миля с ходу развил 228, 04 км/ч. Его рекорд продержался три года.
"Бенцы" , на которых выступали Олдфилд и Бурман, получили прозвище "молниеносные". У них были примитивные обтекатели на верхнем бачке радиатора и передних концах рессор, а задней части кузова конструкторы придали заостренную форму. Модель, на которой выступал заводской пилот компании "Benz" Фриц Хернер, была чуть менее быстроходной. 27 мая 1913 года он принял участие в гонках под Петербургом на одну версту (1. 087 метров) с хода и достиг 202, 168 км/ч. Это был новый всероссийский рекорд скорости, не слишком много уступавший тогдашнему мировому. А в мае 1914 года немец Вилли Шолль на 200-сильном "Бенце" выиграл кольцевые гонки на Большой приз Петербурга. Машина эта принадлежала частному владельцу Меркурьеву, который в том же году пожаловал ее русской армии. Позднее она была превращена в броневик и участвовала в боях Первой мировой войны.
В 1914 году Международная автомобильная федерация решила впредь проводить заезды на установление мировых рекордов скорости в двух направлениях, чтобы нейтрализовать влияние попутного ветра и даже небольшого уклона дороги. Рекорды определялись как среднее арифметическое результатов прохождения дистанции туда и обратно.
Английский автогонщик майор Лесли Хорнстед заказал фирме "Benz" усовершенствованную машину. Ее колесная база была увеличена, чтобы придать кузову удлиненную и более обтекаемую форму. С той же целью перед радиатором на всю его высоту смонтировали клиновидный обтекатель с узкой вертикальной щелью для подвода воздуха. Колеса уже не имели деревянных спиц: ступицы соединялись с ободом металлическими прутьями. Такая конструкция была легче и жестче прежней. Чтобы исключить подскакивание колес на неровностях, на машине были установлены амортизаторы. 24 июня 1914 года Хорнстед прошел одну милю с хода в двух направлениях со средней скоростью 199, 68 км/ч. Хотя этот результат был ниже установленного Бурманом в одном направлении, по новым правилам его зарегистрировали как новый мировой рекорд.
Техническая характеристика
Тип двигателя бензиновый
Количество цилиндров 4
Рабочий объем 21, 504 л
Мощность 200 л. с. при 1. 650 об/мин
Количество передач 4
Снаряженная масса 1. 700 кг
Скорость 228, 04 км/ч
рисунок Александра ЗАХАРОВА