По инициативе Иосифа Виссарионовича...
Завтра - 65 лет со дня первого внедорожного автопробега в истории Приморья
Еще в детстве я слышал о первом в своем роде автопробеге Владивосток - бухта Ольги - Владивосток от своего отца - участника тех событий. В семье хранились фотографии с эпизодами пробега и планшетка, подаренная отцу командиром. И всегда хотелось узнать, что за люди запечатлены на фотографиях.
Интерес к пробегу возрос, когда я прочитал в книге бывшего первого секретаря крайкома ВКП(б) Николая Пегова "Далекое-близкое" историю освоения трассы Владивосток - бухта Ольги. В начале 1939 г., будучи в Москве, Пегов встречался со Сталиным и беседовал с ним.
Генсек интересовался жизнью дальневосточников, его руководителями, хозяйственными проблемами. И дал молодому партийному руководителю конкретный совет - наладить сухопутную связь с бухтой Ольги через Сихотэ-Алинь. Пообещав Сталину заняться этой проблемой, Пегов, вернувшись в Приморье, организовал ремонт мостов и мостиков по этому маршруту, лично проехал на автомашине к Ольгинскому райцентру. Позднее, в том же году, был организован специальный автопробег на автомашинах "ГАЗ-АА", или, как их тогда называли, полуторках.
Дальнейшие поиски информации по истории переселения моих предков в Приморье привели меня в краевой архив. Знал, что до войны отец работал инструктором вождения во Владивостокском автоклубе. И вот в фонде автоклуба нахожу дело с материалами интересующего меня автопробега: проект решения бюро Приморского крайкома партии, положение о пробеге, его точный маршрут. В этих же документах сведения о назначении руководителей (командора и двух помощников), список привлеченных организаций, имеющих автомобильную технику...
Возглавил пробег начальник транспортной конторы краевого управления связи Эдуард Мартынович Ванакс, комиссаром был назначен Иван Нестерович Сакирский, начальник кадров крайсовета Осоавиахима, помощником командора по хозчасти стал Константин Константинович Андреев, начальник автоклуба.
В грандиозном по тем временам пробеге приняли участие автохозяйства горпромторга, Дальрыбсбыта, Приморрыбпотребсоюза, крайпотребсоюза, автоклуба и городского транспортного треста. Трассу, если ее так можно было назвать, предстояло пройти водителям Н. Духнику, П. Кожановскому, Д. Тимошенко, С. Емецу, А. Трофимчуку, В. Поставнову. Этим людям предстояло выяснить, возможна ли проходимость машин с грузом, и проверить выносливость техники в сложных условиях осенней погоды по горным таежным дорогам. А вот непосредственно состояние трассы должна была описать женщина - дорожный техник краевого дорожного отдела Г. Гребенникова.
В задачу участников пробега входило также оказание помощи местным организациям в постановке оборонной работы и проведение бесед в населенных пунктах о предстоящих выборах в местные советы. В состав участников пробега были включены работник политотдела управления связи А. Покропивный и фотокорреспондент газеты "Красное знамя" В. Мясников.
Ровно 65 лет назад, 6 октября 1939 года, в 11 часов утра из Владивостока в направлении бухты Ольги отправилась колонна из шести автомашин "ГАЗ-АА". Срок пробега был определен в 12 дней - туда и обратно. Фактически было затрачено 13 дней из-за больших препятствий в пути (бездорожья, разлива рек, заболоченной местности). На пути между Звездочкой и Ивановской в Ольгинском районе автоколонна с 8 на 9 октября не могла пройти реку Судзухе - мешал паводок. Машины застряли, и люди целый день работали в воде, освобождая технику из реки.
Плохое состояние трассы отмечалось и на участках от Петровки до Буденовки (Владимиро-Алексадровское). От Буденовки до первого протока р. Судзухе и от Судзухе до Вангоу дорога несколько раз пересекалась реками. Самый плохой участок пути в 10 километров первопроходцам предстояло проехать по болотистой местности от Милоградово до Васильково.
Всего автоколонна прошла туда и обратно 1125 километров за 126 часов 40 минут ходовых. Средняя техническая скорость составила около 9 км/час.
19 октября участников автопробега встречали у здания владивостокского горисполкома на улице Ленинской. Все автомашины прошли путь без аварий и поломок.
Командир Ванакс в докладной записке и дорожный техник Гребенникова в описании трассы были единодушны, что в таком состоянии дороги движение грузового транспорта возможно исключительно в период сухой погоды и в зимнее, бесснежное время. Чтобы в район Ольги добираться в любое время года, требовалось неотложное дорожное строительство. Как позже писал в своих воспоминаниях Пегов, "дорогу эту освоили и с успехом использовали не только для перевозки картофеля и овощей".
Приморский краевой комитет по делам физкультуры и спорта издал приказ о награждении участников пробега денежными премиями и фотоальбомами открыток с видами автопробега. Интерес к судьбе участников экстремального вояжа сохраняется, так как ими творилась история края. Если у читателей есть сведения об этих людях, они могут поделиться ими через клуб "Родовед" при музее им. В. Арсеньева.